Все пейс-кары Indianapolis 500 за последние 25 лет

Ежегодная гонка Indianapolis 500 является, пожалуй, самым известным автоспортивным событием, происходящем в США. Впервые овальный трек принял 500-мильную гонку в 1911 году и с тех пор только во время Первой и Второй мировых воин гран-при не проводился. Специфика заездов по овалам такова, что старт гонки дается с ходу, а не с места, как в Формуле-1. В связи с этим, обязательно требуется наличие пейс-кара, то есть машины, задающей темп на прогревочном круге и, затем, выезжающей на трассу в случае аварий или других непредвиденных ситуаций, требующих ограничения скорости болидов. Пейс-кар, таким образом, является важнейшей частью мероприятия, а при телетрансляции и на самом треке зрители видят его достаточно существенное количество времени. И, опять таки, в отличие от Формулы-1, где safety-кары сугубо функциональны, в Indy существует целая традиция, связанная с пейс-карами.

Каждый год выбирается один автомобиль, исключительно американского производства и, как правило, спортивный, которому выпадает честь быть использованным в качестве официального пейс-кара. В большинстве случаев это серийная модель, но иногда в конструкцию вносятся изменения для повышения технических характеристик. Зато в обязательном порядке машина украшается обширными виниловыми наклейками с символикой Indy 500 и словами “Official pace car”. На старт гонки пейс-кар выводит кто-то из знаменитостей, проводя пелетон по овалу во время двух церемониальных кругов и одного прогревочного перед стартом (при необходимости вывести пейс-кар по ходу заездов, конечно, им управляет уже другой водитель). Всего две-три машины используются в самой гонке, но еще до сотни становятся так называемыми festival cars, обслуживая другие аспекты мероприятия и находясь возле трассы. А победитель Indy 500 получает копию пейс-кара в качестве дополнительного приза – ключи вручаются на официальной церемонии в понедельник после гонки. И, что особенно интересно, как правило изготавливается некоторое количество реплик, которые поступают в свободную продажу. Число их с годами различается, хотя наиболее традиционным и логичным количеством является 500 экземпляров, а иногда реплики и вовсе не производятся.

Относительно коллекционной ценности реплик, существует два полярных мнения. С одной стороны считается, что несмотря на ограниченность «тиража», реплики пейс-каров не пользуются особой популярностью среди серьезных коллекционеров, за исключением собственно любителей именно пейс-каров, чьи коллекции состоят именно из таких машин. Основная причина этому – отсутствие, в большинстве случаев, технических изменений относительно серийных моделей (в сравнении, например, с редкими разновидностями маскл-каров, имевших более мощные двигатели). С другой же стороны, стоимость реплики на рынке всегда несколько выше, чем у аналогичного «обычного» авто того же года выпуска, а в некоторых случаях разница оказывается достаточно существенной, вплоть до двухкратной и более. Таким образом, стоит отметить, что коллекционная ценность реплик пейс-каров все же признается, просто не следует ожидать каких-то запредельных сумм за подобные автомобили. Разумеется, что оригинальные экземпляры пейс-каров, особенно имеющие необычные агрегаты, ценятся значительно выше, но вследствие минимального их количества редко появляются в продаже на аукционах.

За последние 25 лет продукция General Motors доминирует в списках пейс-каров, всего 4 раза это право завоевывали Chrysler и Ford. Более того, целых 9 лет гонку выводили на старт Corvette, из них пять – в последние 5 лет подряд! Кстати, автопроизводители не считают пейс-кары Indy 500 неким особо эффективным маркетинговым мероприятием: скорее это просто хорошая традиция, которую не слишком накладно поддерживать, а отдача от публичности укладывается в общую стратегию продвижения марки.

1983

В год своего 20-летия Buick Riviera стал официальным пейс-каром Indy 500. Насколько известно, существует только два оригинальных кабриолета, использовавшиеся в самой гонке – один был подарен победителю, а второй регулярно появляется на сборах американского клуба Riviera Owners Association. Для того, чтобы обеспечить достаточную резвость тяжелому автомобилю, в пейс-карах был установлен 4.1-литровый V6 с двумя турбонагнетателями и электронным впрыском топлива, что в итоге позволило получить мощность в 450 л.с. Этот двигатель был создан на базе Turbo V6, используемого в нескольких моделях Buick, но был существенно модифицирован с целью повышения характеристик.

Выпущенные Buick в количестве 500 штук реплики отличались наличием обычного Turbo V6 объемом 3.8 литра и кузовом “купе” без складывающейся крыши. Также, по некоторой информации, был произведен 61 кабриолет для участия в фестивале – эти машины отличаются надписью “Official car” на дверях. Остальные из 1750 кабриолетов не имели отношения к Indy 500, зато были самыми дорогими автомобилями GM в тот год.

1984

Определенно уникальным выбором оказался пейс-кар 1984 года – Pontiac Fiero, производство которого только началось. Компактный спорткар стал: первым 4-цилиндровым пейс-каром Indy с 1912 года, первым (и единственным до сих пор) среднемоторным пейс-каром и самой маленькой по габаритам машиной, удостоившейся этой чести. Хотя формально использовался такой же двигатель, как и на серийном Fiero, для нужд гонки мощность была увеличена почти втрое: расточенный до 2.7 литра мотор выдавал 232 л.с. против 92 л.с. у стандартного Pontiac. Внешне пейс-кар отличался наличием воздухозаборника на крыше, развитым аэродинамическим обвесом и хромированными колесными дисками.

2000 реплик на базе версии Fiero SE сохранили обвес за исключением воздуховода на крыше (более того, в 1985 году появился Fiero GT с такими же бамперами), но имели обычные колеса и серийный 2.5-литровый двигатель. Для нужд гонки GM также предоставили “official truck” GMC Indy Hauler, окрашенный в те же цвета, что Fiero, и с похожим обвесом.

1985

Восьмидесятые были эрой экономии в американском автопроме, так что не удивляет, что после Fiero тут же появился еще один 4-цилиндровый пейс-кар. Oldsmobile подготовили четыре экземпляра кабриолета на базе компактной четырехместной модели Calais, которая серийно производилась в тот год только с жесткой крышей. Внешне, за исключением специальной окраски, мягкого верха и встроенной в задний спойлер “гирлянды” специальной индикации автомобиль остался неизменным, зато был подвергнут существенным доработкам в технической части. Двигатель был расточен до 2.7 литра, степень сжатия повышена до 9.5:1, использовались специальные головка блока цилиндров, распредвал, поршни и коленчатый вал. Все вместе это дало мощность 215 л.с. при 6500 об/мин, достаточно для легкой машины, какой был Calais. Трансмиссия была усилена, кузов опущен относительно серийной модели на 2.5 см с использованием более жестких амортизаторов и пружин. Также были установлены 16-дюймовые колесные диски с шинами размерности 225/50R16. Не забыли и про интерьер – он был полностью перешит кожей в серебристо-красных тонах и даже на ковриках было вышито “Calais 500”. Предшественник современных автокомпьютеров под названием “Auto Calculator” располагался на центральной консоли под магнитолой.

Реплики, выпущенные “по мотивам” Oldsmobile Calais 500 в количестве 2998 штук имели кузов купе и обычный двигатель. Один из четырех оригиналов на данный момент выставлен на продажу по цене $50000.

1986

В первый год выпуска Corvette четвертого поколения проиграл “выборы в пейс-кары” Pontiac Fiero, но получил эту возможность в 1986-м, когда к купе в модельном ряду добавился кабриолет. Как и в дебютном в этой роли 1978 году, серийный ‘Vette и так прекрасно справлялся с задачами пейс-кара, поэтому никаких дополнительных модификаций в его конструкцию вносить не пришлось – только установить обязательные для гонки аксессуары.

Что более интересно, так это решение GM не выпускать специальные реплики: вместо этого все 7315 кабриолетов 1986 года, независимо от опций и цвета (оригинальный пейс-кар был желтым), были укомплектованы соответствующими наклейками на двери, которые могли быть использованы дилером или владельцем по их усмотрению.

1987

Наконец-то перерыв в списке GM’овских марок: в 87-м пейс-каром был выбран обновленный кабриолет Chrysler LeBaron, первый год выпускаемый в стильном аэродинамичном кузове со скрытыми фарами. И вновь, 4-цилиндровый мотор на Indy. Для того, чтобы обеспечить необходимую скорость (не менее 210 км/ч по овалу), турбированную “четвёрку” от Dodge Daytona Turbo Z инженерам Chrysler пришлось существенно видоизменить. Для достижения 235 л.с. пришлось заменить, в частности, головку блока, впускной коллектор, дроссельную заслонку, интеркулер, распредвал, инжекторы и другие детали. Также была установлена турбина большего диаметра, повышено давление наддува (до 0.83 бара), удален катализатор и кондиционер, а коробка передач заменена на более крепкую разновидность. В итоге автомобиль смог достичь максимальной скорости 240 км/ч. Четыре выпущенных экземпляра пейс-кара были, кроме того, оборудованы усиленным генератором, трехточечными ремнями безопасности, системой пожаротушения и использовали нестандартные колесные диски.

Разумеется, реплики (1000 штук) были лишены всего сугубо гоночного оборудования и, по сути, были стандартными LeBaron Convertible различных цветов. Дилерам Chrysler, разместившим заказы на реплики пейс-каров, просто прислали наборы для модификации, включавшие: необходимые наклейки, вставку на центральной консоли с местом для гравировки имени покупателя, брошюру об этом автомобиле, четыре постера, значок, брелок и подписанный Ли Якоккой сертификат аутентичности в рамке.

1988

Oldsmobile вновь выиграл возможность выпустить пейс-кар своего производства на “Старую Кирпичницу” в 1988 году. Кабриолета в списке серийных машин снова не нашлось, поэтому был размещен заказ в компании Cars and Concepts на переделку Cutlass Supreme из купе. Кроме мягкой крыши, был добавлен аэродинамический обвес с увеличенным передним спойлером, а машина окрашена в непривычный для пейс-кара черный цвет с серой “юбкой”. Технически изменений для соответствия требованиям к пейс-кару пришлось внести гораздо больше, чем внешне. Четырехцилиндровый двигатель Quad-4 был оборудован турбонагнетателем с интеркулером, став прототипом серийных турбированных Quad-4. Итоговая мощность составила 250 л.с. Трансмиссия была усилена в GM Motorsports Group, использовались 16-дюймовые легкосплавные диски с шинами Goodyear 225/50ZR16. Все четыре кресла были выполнены раздельными, также перешит весь интерьер. Установлено все необходимое оборудование для обеспечения безопасности, включая систему пожаротушения, гоночные ремни безопасности и каркас позади передних сидений. Пейс-кары и реплики-кабриолеты имели HUD-дисплей совместной разработки Hughes и Delco, проецирующий информацию на лобовое стекло.

Кроме 5 официальных пейс-каров, Oldsmobile и Cars and Concepts изготовили 50 реплик в кузове кабриолет (эти автомобили использовались для фестивальных нужд Indy 500, а затем были распределены по дилерам Oldsmobile), а еще 200 машин несли соответствующую символику и внешний обвес, будучи серийными купе Cutlass Supreme. Уже после передачи фестивальных кабриолетов дилерам, выяснилось, что имеются проблемы с сертификацией этих машин. В итоге большая их часть была отозвана (с компенсацией дилеру ее стоимости) и уничтожена, но некоторые компании отказались вернуть раритетные автомобили. На сегодняшний день известно о 10 сохранившихся кабрио-репликах, одна из которых с пробегом чуть больше 1000 км была продана на аукционе Barrett-Jackson в октябре 2008 года за $20000.

1989

Третье появление Pontiac в качестве пейс-кара совпало с 20-й годовщиной производства модели Trans Am. К вопросу создания пейс-кара и реплик в PAS подошли очень серьезно и итоговый результат сильно отличается от большинства остальных решений тех лет. Была создана отдельная модель Turbo Trans Am (TTA), которая выпускалась только в 1989 году – суммарный объем производства составил 1555 экземпляров. Основой послужил Trans Am GTA, но вместо 5.7-литрового атмосферного двигателя с TPI-впрыском под капот TTA устанавливались легендарные турбированные 3.8L V6 от Buick, правда с головками блока от Pontiac Bonneville. Официальные данные о мощности сообщают про 250 л.с., но это число было занижено относительно реальных показателей. Все TTA были оборудованы автоматической КПП типа 200-R4 и главной парой 3,27. Также, практически все автомобили серии имели белый окрас кузова с бежевым интерьером, но отличались в деталях: некоторые включали такие опции, как съемные панели крыши “тарга” и кожаные кресла. Известно о двух не-белых TTA (оба из предсерийной партии в 5 штук) и трех кабриолетах работы ASC.

Рекламным слоганом Turbo Trans Am стал “Все, что пришлось изменить для пейс-кара – это наклейки”. В действительности, как раз соответствующие стикеры (вместе с логотипами “20th Anniversary”) присутствовали на всех 1555 экземпляров TTA, но для нужд гонки 5 случайно (!) отобранных серийных машин были оборудованы стробоскопами, радиостанциями, видеокамерами (впервые в Indy проводилась трансляция из пейс-кара) и системой пожаротушения. В течение нескольких месяцев Turbo Trans Am был самым быстрым серийным автомобилем США, отобрав этот титул у Buick Regal Grand National, но вскоре уступив Chevrolet Corvette ZR1.

1990

За редким исключением, пейс-карами становятся кабриолеты. Если серийного варианта избранной машины в кузове с открытым верхом нет, такие авто заказывают в одном из ателье, специализирующихся на подобных модификациях. В принципе, Chevrolet Beretta Indy 1990 года относится именно к таким проектам: компания Cars & Concepts по заказу GM переделала в кабрио 3 экземпляра Beretta GTZ. Но на самом деле Chevrolet действительно планировали запустить кабрио-Beretta в серию, а на всю программу подготовки были затрачены немалые средства. Cars & Concepts выполнили работу на уровне, гораздо более высоком, нежели требуется для создания просто “инди-кабриолета”. Так, например, вместо крыши на Beretta Indy был установлен тканевый верх с электроприводом и задним стеклом с подогревом. Модифицированный V6, расточенный до 3.4 литра, выдавал 225 л.с., что позволяло Beretta набирать 100 км/ч за 5.8 секунд и проходить четверть мили с места за 13.8 секунд. Использовалась трансмиссия 4T60-E, а многие детали подвески были заменены на более эффективные в гоночных условиях. Однако, генеральный менеджер Chevrolet Джим Перкинс, который по иронии судьбы был пилотом пейс-кара в тот год, в итоге принял решение отказаться от планов выпуска Beretta-кабриолета из-за того, что машина не соответствовала стандартам качества General Motors. Зато Beretta Indy интересны тем, что до сегодняшнего дня это последние пейс-кары, которые были существенно модернизированы относительно серийной модели.

Вместо этого было произведено 7500 реплик в кузове “купе”. Фактически, от стандартных Beretta GTZ их отличали кресла, наклейки и цвет – 1500 машин желтого цвета и 6000 сине-зеленого. Кстати, для обслуживания фестиваля Indy 500 в том году Chevrolet предоставили 30 желтых и 50 сине-зеленых кабриолетов Corvette.

1991

Даже удивительно, насколько часто с пейс-карами случаются какие-то непредвиденные ситуации. Вот и в 1991 году, когда право задать темп Indy 500 выиграли Dodge, не все прошло по запланированному сценарию. До последнего момента пейс-каром должен был быть Dodge Stealth, чье производство только началось. Но кто-то из функционеров профсоюза UAW (United Auto Workers) в итоге обратил внимание, что эта машина – на самом деле клон Mitsubishi 3000GT и, что самое ужасное, производится на заводе в Японии! Так как пейс-кары всегда выбирались из числа американских автомобилей, Dodge пришлось в срочном порядке менять машину. К счастью, замена нашлась – и очень достойная. Viper должен был поступить в продажу только в конце 1992 года, но один из двух собранных вручную предсерийных прототипов оклеили стикерами Official Pace Car, снабдили необходимым оборудованием (интересно, что сигнальные огни аккуратно встроили в имеющуюся на Viper дугу безопасности) и выпустили на трассу: мощнейший суперкар с двигателем V10 не требовал никаких других изменений для выполнения обязанностей пейс-кара. Кстати, за рулем тогда был идеолог Viper легендарный Кэрролл Шелби.

Более ста перламутрово-белых Dodge Stealth R/T Turbo обслуживали гонку, в том числе два – на пит-лэйн в качестве машин безопасности во время Indy 500 (Viper выезжал только на старт). Также, именно Stealth был призом для победителя гонки Рика Мирса. Что касается реплик, то Dodge поступили неортодоксально: с началом продаж Viper в конце 1992 года, было изготовлено 50 комплектов наклеек, аналогичных нанесенным на пейс-каре ’91 – стоимость такого набора составляла всего $100. Так как Viper в 92-93 годах ничем не отличался от пейс-кара, то все экземпляры с наклейками считаются репликами.

1992

На момент проведения Indy 500 в тот год уже было известно, что двухместные кабриолеты Cadillac Allante снимаются с производства. Это было сложное решение для компании, но в то время денег у GM было немного, поэтому пришлось выбирать, куда инвестировать имеющиеся средства – в требующий рестайлинга Allante с годовым объемом выпуска около 3000 автомобилей, или гораздо более популярные и прибыльные модели. Выбор оказался не в пользу Allante, разумеется. Но в последний год производства Allante успел послужить Cadillac в качестве тестовой машины для нового двигателя Northstar 4.6 L. Как объясняли представители компании, им нужна была “экспериментальная” модель для проверки поведения Northstar в реальных условиях. Allante 1993 модельного года начали выпускать в начале 1992-го, так что гонка Indianapolis 500 оказалась еще и возможностью разрекламировать новый мотор. В отличие от HT-4100 и HT-4500, которыми оснащались эти кабриолеты в предыдущие годы, 295-сильный Northstar сделал Allante очень резвой машиной, так что никаких технических модификаций для эксплуатации в качестве пейс-кара не потребовалось.

Три экземпляра Allante красного цвета были оборудованы соответствующими аксессуарами пейс-кара, а еще несколько десятков (предположительно от 20 до 40) машин использовались для обслуживания фестиваля: все они несли на бортах наклейки с логотипами Indy 500 и надписью “Official Pace Car”. Реплики не выпускались.

1993

После 9 лет выпуска третье поколение платформы F-body (ChevroletCamaro и PontiacFirebird) сменилось четвертым, которое поступило в продажу в 1993 году. Кроме совершенно нового аэродинамичного кузова, машины отличались очень мощным мотором в топовых комплектациях: 5.7-литровый LT1 пришел прямиком с новых Corvette и обеспечивал (в варианте для F-body) 275 л.с. Так что Chevrolet Camaro Z28 с кузовом типа «тарга», выбранный пейс-каром Indy 500, был технически практически серийной машиной, за исключением 4-ступенчатой КПП от Corvette и обязательного гоночного оборудования. Кстати, Camaro стал первым автомобилем, четырежды вышедшим на старт гонки в Индианаполисе в качестве пейс-кара.

Было изготовлено 645 реплик с характерной двухцветной отраской и разноцветными наклейками, из которых 125 использовалось в качестве фестивальных машин.

1994

Новый Ford Mustang, гораздо более близкий к оригиналу, чем специфического дизайна машина 80-х годов, дебютировал в 1994 году и тогда же стал пейс-каром Indy (третий раз в истории этой модели). Конечно, в качестве основы для пейс-кара была взята флагманская разновидность Cobra с двигателем V8 объемом 5.0 литра мощностью 240 л.с. Человека, ответственного за разработку пейс-кара, звали Джек Рауш – глава компании Roush, хорошо известной сейчас среди энтузиастов тюнинга Mustang. Он выбрал красный цвет Rio Red в качестве окраски кабриолета, с бежевыми наклейками на дверях. Крылатый логотип Indianapolis 500 появлялся и в салоне: он был вышит на подголовниках. Для установки проблесковых ламп на пейс-каре и повышения безопасности в конструкцию добавилась рама позади передних сидений.

Вся тысяча выпущенных в тот год Ford Mustang Cobra Convertible были репликами пейс-кара, включая идентичную цветовую гамму на всех экземплярах. Единственная разница заключалась в типе трансмиссии: реплики получили 5-ступенчатую механическую КПП, в то время как реальный пейс-кар имел «автомат». Стикеры с эмблемами и текстом “OfficialPaceCar” поставлялись вместе с машиной и дилеры могли клеить их по собственному желанию.

1995

ChevroletCorvette был выбран пейс-каром в третий раз в 1995 году. Как и до этого, никаких принципиальных изменений в конструкцию машины не вносилось, гонку выводил на старт практически серийный автомобиль в богатой комплектации. Генеральный менеджер Chevrolet Джим Перкинс в тот год тоже появился за рулем пейс-кара в третий раз (после 1990 и 1993 годов).

Всего было выпущено 3 экземпляра оригинальных пейс-каров, один из которых был продан недавно на аукционе Barrett-Jackson за $41000. Поступившие в розничную продажу 527 реплик в точности копировали пейс-кар, за исключением каркаса безопасности позади кокпита. Начиная от окраски (белый «низ», бордовый «верх») и черного с бордовыми вставками кожаного интерьера с вышитыми логотипами Indy 500 на подголовниках, заканчивая главной парой 3.07:1,  тормозными дисками и колесами от версии ZR1 и шинами размерности 275/40ZR17.

1996

И вновь Dodge Viper.  Всего через пять лет после первого появления RT/10 на «Старой кирпичнице», свежая версия GTS с кузовом купе была выбрана в качестве пейс-кара Indy 500. На этот раз никаких проблем с производством машины уже не возникло, но для нужд гонки Dodge предоставили только 4 экземпляра Viper GTS в стандартной окраске (синий металлик с белыми полосами) и стикерами “OfficialPaceCar”. 450 лошадиных сил 8-литрового V10 гарантировали, что машина справится с задачей без дополнительных модификаций. На старт Viper вывел вице-председатель Chrysler Роберт «Боб» Лутц. Интересно, что позже Боб Лутц выражал в прессе свое недовольство тем, как режиссеры и ведущие телетрансляции осветили пейс-кар, ни разу даже не упомянув в эфире марку и модель автомобиля. Вряд ли это послужило причиной, но с тех пор только продукция General Motors выбирается в качестве пейс-каров (а Роберт Лутц уже несколько лет руководит именно GM).

Реплики пейс-кара Viper GTS не производились – машина была серийной, цветовая схема тоже, но индикаровские наклейки в свободную продажу не поступили. Зато были выпущены реплики фестивального пикапа Dodge Ram, внешне выполненного в том же стиле, что и ViperGTS.

1997

На протяжении сезонов 1996 и 97 годов все остальные гонки серии IndyRacingLeague обслуживали пейс-кары OldsmobileAurora. Эту же машину выбрали для Indy 500 – вполне заслуженно. Таким образом Aurora стала первым четырехдверным пейс-каром Indy с 1947 года и первым переднеприводным седаном в истории гонки. Технически автомобиль оставался серийным (за исключением хромированных дисков, главной пары 3.73:1 и шин Goodyear Eagle LS), так как 4-литрового V8 мощностью 250 л.с. хватило для выполнения задачи пейс-кара. Более любопытно другое: тот же самый двигатель, но в гоночной разновидности мощностью 650 л.с. стоял в 1997 году на машине победителя Indianapolis 500, что создало занятный прецедент – пейс-кар и машина победителя использовали принципиально один и тот же мотор.

Гонку обслуживало 64 автомобиля Oldsmobile Aurora белого цвета с золотыми наклейками. Реплики не производились.

1998

ChevroletCorvette«сравнивает счет» с Camaro по числу появлений на Indy 500 – по четыре раза. Конечно, тогда никто не мог предположить, что ‘Vette в итоге уйдет в недостижимый отрыв. Как обычно, стандартный ‘Vette-кабриолет с двигателем LS1 (5.7 л, 345 л.с.) прекрасно справился с обязанностями пейс-кара без какого-либо вмешательства в конструкцию серийной машины. Зато окраска Corvette 1998 года оказалась одной из самых экстремальных и, пожалуй, безвкусных за всю историю «Инди»: ярко-желтые колесные диски и огромные наклейки странно смотрелись в сочетании с базовым цветом Radar Blue, да и желто-черный салон выглядел излишне броским. Пилотировать ‘Vette должен был звезда гольфа Грег Норман, но из-за перенесенной операции на плече был вынужден отказаться от этой чести – вместо него за руль сел победитель Indianapolis 500 1963 года Парнелли Джонс.

Chevrolet выпустили 1158 экземпляров реплики пейс-кара (RPO-код Z4Z, отличающий подобные машины от остальных), все в кузове кабриолет.

1999

В 1999 году люкс-купе Chevrolet Monte Carlo впервые завоевывает право вывести на старт Indy 500. Как это часто бывает, момент использовали для продвижения нового поколения: пейс-каром стал Monte Carlo 2000 модельного года после существенного редизайна. Автомобили красного цвета с белой полосой по нижнему периметру получили стикеры на всех кузовных панелях (отчего стали несколько напоминать болиды NASCAR), причем кроме логотипов производителя и типовых эмблем, связанных с Indy 500, наклейки включали себя изображения известного мультипликационного персонажа Тасманийского Дьявола – это было частью соглашения о взаимном промоушене, заключенного между Chevrolet и Warner Brothers. Механически же Monte Carlo остался серийным. Пилотом стал известный актер, телеведущий и коллекционер автомобилей Джей Лено.

Так как Monte Carlo производился только в виде купе, в качестве фестивальных машин Chevrolet предоставили несколько десятков белых кабриолетов Camaro с соответствующими наклейками на дверях. Реплики пейс-кара Chevrolet Monte Carlo производились, но их точное число неизвестно.

2000

Oldsmobile Aurora в виде машины, прошедшей заметный рестайлинг, вновь вернулась в Indy 500 в 2000 году. Для выполнения функций пейс-кара автомобили были оборудованы необходимыми средствами безопасности и проблесковыми маячками, но в остальном сохранили серийные спецификации (включая двигатель: такой же 4-литровый V8 мощностью 250 л.с., что стоял и на пейс-каре 1997 года). Красная окраска в задней части машины превращалась в клетчатый красно-белый флаг, а на дверях нанесены подобающие случаю наклейки. Официальные фестивальные машины отличались «негативной» цветовой гаммой – белый основной цвет и бело-красная клетчатая корма.

Реплики для розничной продажи через дилерскую сеть не предлагались.

2001

Вероятно, GeneralMotors и оргкомитет Indianapolis 500 решили сделать финальный подарок поклонникам марки Oldsmobile–как иначе объяснить повторный выбор в качестве пейс-кара машины отделения GM, доживавшего свои последние дни? И в определенном смысле, участие Oldsmobile в гонке 2001 года запомнилось надолго. Во-первых, впервые за руль пейс-кара пустили женщину, которой стала Эллен Ирвин-Мелленкамп – фотомодель и жена певца Джона Мелленкампа. Во-вторых, и это более важно, впервые роль пейс-кара выполнял SUV: Oldsmobile Bravada модели 2002 года. Удивительно, но рядного шестицилиндрового мотора Vortec 4200 мощностью 290 л.с. (чуть выше стандартных 270 л.с. за счет модифицированных впуска и выпуска) хватило для того, чтобы тяжелый SUV справился с задачей старта гонки.

Oldsmobile вновь не предложил дилерам реплики, зато собственно программа обеспечения гонки оказалась одной из самых обширных. Два пейс-кара цвета красный металлик, 64 белых и 1 черная машина для парада, а еще 54 экземпляра Bravada использовались для обслуживания VIP-персон, персонала трека и прессы. Суммарно автомобили Oldsmobile выводили на старт 11 гонок Indy 500 с 1949 года – по этому показателю марка уступила лишь Chevrolet.

2002

Начиная с 2002 года, Chevrolet (в первую очередь благодаря Corvette) уходят в недостижимый в ближайшее будущее отрыв по количеству участий в Indianapolis 500 в качестве пейс-кара. Первый «кирпичик» этого рекорда заложил Corvette 2003 модельного года, избранный пейс-каром для 86-й гонки Indy 500 – собственно, для выполнения этой обязанности были использованы три первых экземпляра этой модели в кузове купе, одновременно ставшей юбилейной в честь 50-й годовщины производства ‘Vette (с 1953 года). Для 50th Anniversary были разработаны специальные шильдики и цвет «Anniversary Red», но что более любопытно, так это факт внесения некоторых доработок в подвеску, трансмиссию и выхлопную систему на пейс-карах.

Полноценные реплики с отдельным RPO-кодом не продавались Chevrolet, но около 300 наборов наклеек, копирующих таковые на пейс-каре, были произведены и распространены через дилерскую сеть.

2003

Спортивный пикап-кабриолет Chevrolet SSR на протяжении нескольких лет был, пожалуй, самой экзотической машиной в ассортименте Chevy. Использование этого фан-мобиля (прямо перед началом розничных продаж) в качестве пейс-кара Indy 500 выглядело вполне логичным шагом – по крайней мере, SSR гораздо лучше подходил на эту «должность», нежели Bravada. Для гонки два экземпляра SSR из 25 экземпляров Signature Series были дополнены типовыми принадлежностями пейс-кара. Остальные визуальные модификации включали: аэрографию с серебристыми языками пламени (поверх синей окраски) на капоте, передних крыльях и дверях; полированные колесные диски и наклейки Indy 500. Механические дополнения в виде более жестких пружин и амортизаторов, радиаторов для моторного и трансмиссионного масел, а также прямоточный выхлоп упростили работу SSR, как пейс-кара.

Формальных реплик Chevrolet не выпустили, но вместо этого была применена достаточно сложная схема. Основной пейс-кар (после гонки занявший место в музее Indy 500) и еще одна машина, выставленная на обозрение в Индианаполисе перез гонкой, а позже переданная в музей GM, были точными копиями SSR серии Signature. А вот запасной пейс-кар был, собственно, 4 из 25 автомобилей этой серии. Остальные 24 машины применялись в различных шоу-мероприятиях (не связанных с Indianapolis 500) и были проданы с аукциона летом 2003 года, до начала официальных продаж Chevrolet SSR. В качестве машин для парада Indy 500 использовались желтые кабриолеты Corvette.

2004

Вот уже пять лет подряд пейс-каром Indianapolis 500 безальтернативно выступает Chevrolet Corvette. Откровенно говоря, такой выбор искренне удивляет, с учетом появления как раз в последние годы обширного ассортимента очень мощных и агрессивных автомобилей у всех трёх американских автопроизводителей. Тем не менее, факт остается фактом. Модель 2004 года относилась еще к поколению C5. Пейс-кар с кузовом «кабриолет» был раскрашен в патриотичной бело-синей гамме с красной полосой. Модификации, кроме типичных, включали в себя добавление радиаторов для масла КПП и жидкости гидроусилителя рулевого управления, а также спортивную выхлопную систему.

Официальные реплики не выпускались. Функции фестивальной машины выполняли красные Chevrolet SSR с бело-синими полосами.

2005

Генерал Колин Пауэлл, бывший Госсекретарь США, вывел на старт пелетон Indianapolis 500 2005 года, сидя в кабриолете Corvette C6 цвета “VictoryRed” с широкой серебристой полосой.  Никакой официальной информации о технических модификациях не имеется, так что скорее всего, за исключением гоночного оборудования, генеральский C6 был механически идентичен серийному. Кроме раскраски и наклеек на дверях, пейс-кар отличался вышитыми логотипами Indy 500 на подголовниках.

Реплики в продажу не поступили, а один из трех существующих оригиналов был продан на Barrett-Jackson за $70000. Для нужд фестиваля вновь применили Chevrolet SSR, на этот раз желтого цвета. 

2006

На следующий год гамма Corvette была дополнена более мощной моделью Z06, которая стала самым быстрым серийным ‘Vette за всю историю. На этот раз в пресс-релизе Chevrolet было отдельно указано, что проблесковые маячки и элементы безопасности стали единственными изменениями относительно серийного купе Z06 для выполнения задачи пейс-кара.

Раскраска вновь была «абстрактно-патриотичной», за руль сел знаменитый велогонщик Лэнс Армстронг, а простых покупателей снова лишили возможности приобрести реплику пейс-кара.

2007

Зато в 2007 году RPO-код Z4Z вернулся. Так как просто рапортовать из года в год об избрании Corvette пейс-каром уже было неинтересно, то главной новостью от Chevrolet стало сообщение о возврате в прайс-листы полноценной реплики. Пейс-кар и реплики действительно были идентичными: кабриолеты нового цвета Atomic Orange (с пластиковыми деталями интерьера и клапанными крышками, окрашенными в тот же цвет), черным интерьером с вышитыми логотипами Indy 500, памятными шильдиками на крыльях, задним спойлером от модели Z06 (деталь, часто применяемая в ограниченных сериях C6) и колесными дисками нового дизайна.

Все возможные на C6 опции на 500 экземплярах реплики уже присутствовали в базе (комплектация 3LT), покупателю на выбор предлагались только варианты КПП – механика или автомат.

2008

Так как в гонке используется минимум два пейс-кара, Chevrolet воспользовались этой возможностью для дополнительной рекламы. На старт Indianapolis 500 в 2008 году вывел неспроста окрашенный в золотисто-зеленый цвет CorvetteZ06: машина была переоборудована для работы на топливе типа E85 (85-процентный этанол). Выбор водителя тоже стал символичным – легендарный бразильский гонщик Эмерсон Фиттипальди не только победил в этой гонке 1989 и 1993 года, но и является давним поклонником и промоутером этого вида альтернативного топлива, очень популярного в его родной стране. Для работы на Е85 пришлось перепрограммировать компьютер Z06 и внести изменения в топливную систему, но в остальном этот концепт-Corvette остался аналогичен серийному. Второй пейс-кар, применявшийся по ходу гонки, оказался более традиционным и именно он был растиражирован в виде 500 реплик (как кабриолетов, так и купе С6 со съемной крышей). Это кабрио-С6 30thAnniversaryEditionчерного цвета с большими виниловыми наклейками на бортах и подписью Эмерсона Фиттипальди, которую гонщик лично проставил на все экземпляры Corvetteна заводе в Боулинг-Грин. Внешнее оформление стилизировано под пейс-кар 1978 года – первый выезд Corvette на Indy 500, тридцатилетие которого Chevrolet отметили таким вот образом.

Реплики (Z4Z), как и за год до этого, включали в себя максимальную комплектацию (3LT), спортивный пакет подвески Z51, кованые хромированные алюминиевые колесные диски нового дизайна, шильдики на крыльях, задний спойлер от Z06 и выхлопную систему с двумя режимами работы. Единственная опция – автоматическая КПП с подрулевыми «лепестками» вместо базовой механической.

На данный момент, Corvette уже 10 раз использовался в качестве пейс-кара (из них 5 лет подряд), а Chevrolet выводили свои авто на старт Indy 500 суммарно 19 раз, начиная с 1948 года. Все эти три результата являются рекордными в истории пейс-каров 500-мильной гонки. Какая машина завоюет право стартовать в гонке 2009 года пока еще неизвестно. Выбор невероятно велик, но неужели это снова окажется Corvette?


2 комментариев на “Все пейс-кары Indianapolis 500 за последние 25 лет”

  1. супер материал
    зач1т и респект

  2. Detroit Clan:клуб владельцев настоящих американских автомобилей…

    Подробнее читайте на сайте Проститутки г москвы

Оставить комментарий

Копирайт 2008-2012 “Detroit.in.ua” Перепечатка материалов только с разрешения администрации ресурса.