Автор ALT-F13 | Дата: 17 September 2008
Все мы знаем, что 99% американской автопромышленности составляют продукты корпораций GM, Ford и Chrysler. Но в столь фанатично любящей автомобили стране, как США, не может не быть энтузиастов, желающих реализовать свою мечту о собственной компании по их производству. Так что в оставшийся 1% объемов выпуска попадают тысячи крохотных фирм, предлагающих те или иные машины под своими марками. В этом бесконечном списке вполне заслуженно занимают одно из самых почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта – суперкары Vector. Удивительно, но подробных описаний истории этого бренда практически нет, все имеющиеся оказались короткими и неполными. Так что по сути, перед вами самый полный рассказ о Vector.
Что делает Vectorстоль исключительным, так это рыночная ниша, для которой эти машины позиционировались: по сути, Вигерт изготовил первый американский ответ на европейскую «суперэкзотику» вроде Lamborghiniи Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением двигателя. Следующим после Vectorподобный суперкар в США рискнули предложить аж в 2001 году, выпустив феноменальный SaleenS7. Собственно, даже удивительно, но до сих пор, за исключением Saleen и исключительно мелкосерийных MoslerMT900 и SSCAero, настоящих суперкаров независимые автопроизводители в США так и не делают до сих пор – хотя в целом спрос на ультраспортивные автомобили огромен, что подтверждается нынешними рыночными успехами тех же Lamborghini, в том числе и в США. С другой стороны, ответ на этот вопрос может заключаться в словосочетании «независимые автопроизводители». В течение последних 20 лет индустрия суперкаров выросла из полукустарных мастерских с ручной сборкой в поле битвы крупнейших корпораций. Все основные европейские «экзотические» марки давно включены в состав концернов, а в Америке просто изначально специфика другая – суперкары производятся под массовыми брендами: DodgeViper, FordGTи CorvetteZ06 весьма достойно смотрятся на фоне конкурентов. Возможно, в этом и причина столь печальной, по сути, истории Vector.
TheVector
История начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по специальности «промышленный и транспортный дизайн» Джерри Вигерт (GeraldAlden “Jerry” Wiegert) вместе с Ли Брауном (LeeBrown) основывают в Венис, Калифорния компанию VehicleDesignForce. Первым и единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар TheVector, после завершения которого Ли Браун покинул компанию. Идея необычного клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше – это подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта, находившийся до 1995 года в коллекции профессора Ричарда Коллера. Дизайн Vectorдо сих пор выглядит вполне современно (сравните его, например, с новейшим LamborghiniReventon), а для начала 70-х годов производил впечатление форменного пришельца из космоса.
Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких реальных планов по его производству у VehicleDesignForceне было – равно как не было и платформы, на которой машина могла быть собрана. Прототип не имел двигателя, а в своих комментариях Вигерт объявлял несколько различных вариантов, включая DOHCпроизводства Porsche, но самым экзотическим из заявленных агрегатов был ротор Ванкеля от MercedesC111 (как известно, C111 сам не пошел в серию, а Mercedesсвернули программу по роторным двигателям).
Ориентировочная стоимость готового автомобиля должна была составлять не более $10000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне 1972 года в виде пустого кузова, TheVectorдаже попал на обложку журнала MotorTrend. Но, разумеется, так никогда и не стал серийным продуктом.
VectorW2
К 1978 году дизайнерская задумка TheVectorэволюционировала во второй концепт-кар, VectorW2. Предположительно, такой индекс появился от первой буквы фамилии создателя и количества турбин, установленных на двигателе – две (по другой версии, «2» означает второй автомобиль, построенный Вигертом). Автомобиль построили и модернизировали вручную в крохотной по меркам автопромышленности мастерской, которая по словам фотографа Марка Мадоу напоминала своей атмосферой «карроццерии», то есть старомодные кузовостроительные ателье, изготовлявшие по конкретным заказам кареты и повозки. Название компании к этому времени сменилось с VehicleDesignForceна VectorCarsInternational.
В год дебюта на Лос-Анджелесском автошоу W2 тоже был безмоторным прототипом, но в 1980-м на шасси перед задними колесами был размещен двигатель ChevroletV8 (алюминиевый блок цилиндров производства Donovan, алюминиевые головки цилиндров) объемом 5,7 литра с двумя турбонагнетателями AiResearchH3, электронным впрыском топлива BoschK–Jetronicи системой смазки с сухим картером. Даже на сегодняшний день установка турбин на американские V8 считается почти экзотикой (большинство тюнеров предпочитают компрессоры с приводом от коленвала), а уж 30 лет назад такой выбор системы нагнетания воздуха был исключительно необычным – равно как и широкое использование алюминиевых деталей, электронный впрыск и «сухой картер». По отношению к типичным ChevySmallBlockтого времени, использованные в моторе W2 технологии были поистине аэрокосмическими. Мощность составляла 650 л.с., а крутящий момент 800 Нм. Вся эта энергия передавалась на колеса посредством модифицированной в B&Mтрансмиссии GMTurboHydra–Matic 425 (такие устанавливались на OldsmobileToronado) с возможностью автоматического или ручного переключения передач. Согласно данным производителя, время разгона до 100 км/ч составляло ровно 4 секунды, четверть мили VectorW2 проходил за 11.0 секунд, а максимальная скорость явно превышала 300 км/ч, но вряд ли могла на регулярной основе достичь обещанных Вигертом 380 км/ч.
Первое заметное появление W2 в прессе – декабрь 1980 года, когда машина украсила обложку журнала Car & Driver. На тот момент озвученной датой начала производства должен был стать конец 1981 года, а розничная цена заявлялась на уровне $125000. В дальнейшем, VectorW2 часто появлялся в прессе, получая, в основном, позитивные отзывы от таких грандов, как MotorTrendи британской телепередачи TopGear. Впрочем, по требованию Вигерта тесты TopGearне включали проверку на максимальную скорость, несмотря на невероятные заявления о ее уровне. Скорее всего, причиной для этого было опасение за безопасность сделанного в единственном экземпляре автомобиля и его пилотов. Тем не менее, согласно данным журнала TopWheels, проводившего тестирование W2 на легендарном соляном озере Бонневилль, максимальная скорость была зафиксирована на уровне 389 км/ч, причем при использовании антикрыла с большой прижимной силой (что могло ухудшить результат).
На протяжении нескольких лет Джерри пытался найти финансирование для начала производства Vector, а сам W2 перекрашивался и немного модернизировался, в том числе – с целью произвести впечатление, что изготовлено хотя бы несколько прототипов. Разумеется, что к концу декады восхищенные комментарии журналистов сменились скептическими. CarandDriverдаже включили в 1989 году Vectorв свою статью «Что могло бы быть…», посвященную так и несбывшимся автомобильным проектам. Были и более резкие высказывания, например, Датч Мэндель (DutchMandel), автор статьи в AutoWeek, позволил себе сравнить штаб-квартиру Vectorсо сказочной страной Neverlandиз сказки про Питера Пэна, а самого Вигерта – с P.T. Barnum. Вигерт подал на AutoWeekв суд, проиграл дело, но после подачи им апелляции журнал согласился с его требованиями для сокращения затрат на юристов. Важным источником средств стал еще один выигранный судебный процесс, на этот раз о нарушении прав на торговую марку, направленный против компании Goodyear, выпустившей шины Vector. Еще один иск Вигерт выиграл у производителя сигарет Vantage, использовавшего в своей рекламе фотографию этого автомобиля.
Параллельно с этим, 14 млн. долларов были собраны от продажи на фондовой бирже акций компании VectorAeromotiveCorporation (так в июле 1987 года была переименована VectorCarsInternational), а партнерами Вигерта по бизнесу стали бывший директор PorscheПитер Шутц, астронавт Скотт Карпентер и автомобильный дилер Рон Тонкин. Таким образом, в 1989 году Джерри смог таки начать производство своих автомобилей. Кстати, когда журнал AmericanAutomobileспросил Вигерта, как он пришел к идее Vector, ответ был таков: «Я хотел быть пилотом-истребителем, но не подошел по зрению, так что я решил сделать машину, которая была бы точно такой же, как истребитель».
На одометре VectorW2 за годы эксплуатации счетчик показывает свыше 160000 километров, больше чем на любом другом концепт-каре в мире. После всех перипетий машина до сих пор принадлежит Джерри Вигерту и находится в нынешнем офисе Vectorв Вилмингтоне, Калифорния. К сожалению, в разобранном виде – «благодаря» действиям индонезийских владельцев компании. Интересно, что в 80-е годы, когда W2 иногда использовался Вигертом для поездок из мастерской к дому, он парковал его прямо на улице того самого калифорнийского городка Венис. На вопрос, не боится ли он угона, Джерри отвечал: «Машина производит устрашающее впечатление. Вы же не станете думать об угоне тактического истребителя с авиашоу, даже есть будет темно?».
VectorW8
Имея столь проработанный концепт-кар, как VectorW2, Вигерту не пришлось менять слишком много для того, чтобы получить готовую к мелкосерийному производству машину. Пожалуй, период с 1989 по 1993 год был самым счастливым в истории Vector и, возможно, даже единственным по-настоящему счастливым. Название “W8”, предположительно, произведено от инициала создателя и количества цилиндров двигателя.
Разработанный Вигертом и Дэвидом Косткой (DavidKostka), конструктивно W8 полностью оправдывал название компании и слоган, в которых упоминались аэрокосмические технологии. При производстве применялись новейшие высококлассные материалы, а основные детали рассчитывались на пожизненную эксплуатацию при соответствующем обслуживании. Основой кузова являлся полумонокок из алюминиевых сот, разработанный по технологиям гоночных автомобилей группы “C”. Наружные панели изготавливались из кевлара, выбранного благодаря сочетанию крепкости и малого веса. Даже заклепки, которых в автомобиле было около 5000, соответствовали авиационным спецификациям. Разумеется, при таком подходе W8 обязан был получиться очень дорогим – себестоимость составляла около 300 тысяч долларов, но зато абсолютно все компоненты были наивысшего качества. Благодаря продуманной и технологичной конструкции VectorW8 очень успешно прошел все необходимые для сертификации процедуры, включая высшие результаты краш-тестов, ради чего был разбит один из двух прототипов. Интересно, что за всю историю тестов DOT только W8 смог пройти оба краш-теста (фронтальный и тыловой), используя одно шасси – настолько крепкой оказалась машина.
Двигатель, оставаясь по сути ChevySmallBlock, несколько изменился со времен W2 – на смену блоку от Donovanпришел также алюминиевый блок цилиндров производства Rodeckс рабочим объемом 5,97 литра. Разумеется, сохранилась система обогащения с двумя турбинами AiResearchH3, но для повышения эффективности был добавлен интеркулер. Также сохранились остальные необычные для SBC тех времен черты, как система смазки с сухим картером и электронный многоточечный впрыск топлива. Не изменилась и трехступенчатая коробка передач (THM425 от B&M) с возможностью автоматического и ручного переключения. На серийном автомобиле пришлось беспокоиться об экологических требованиях, поэтому на W8 появились каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Официальные мощностные показатели были следующими: 625 л.с. при 5700 об/мин и 834 Нм крутящего момента при 4900 об/мин. В 1992 году, после введения более жестких требований по выбросам, мощность двигателя W8 должна была составлять не более 550 л.с. На то время Vectorбыл самым мощным легковым автомобилем, когда-либо серийно производившимся в США. Имеющиеся данные по времени прохождения дистанции 402 метра фиксируют такие цифры: 12.0 секунд при скорости на выходе 198,5 км/ч – более, чем реально для заднеприводного автомобиля такого веса и мощности, пожалуй, даже немного консервативно. А вот заявленная Вигертом максимальная скорость 338 км/ч подвергается сомнению со стороны некоторых наблюдателей, указывающих на «кирпичеобразную» аэродинамику характерных линий Vector, создававшую слишком много лобового сопротивления. Согласно же другим заявлениям, итоговый коэффициент сопротивления у W8 составляет всего 0.32 Cx. Что известно достоверно, так это то, что за время производства VectorW8 постепенно модернизировался именно с целью улучшения аэродинамических показателей и прижимной силы. В частности, был пересмотрен дизайн переднего спойлера, антикрыла, воздуховодов в зеркалах заднего вида и решетки радиатора.
Всего было выпущено 19 экземпляров VectorW8, включая два прототипа (только один из этих двух был способен самостоятельно ездить). Первая серийная машина была доставлена заказчику, саудовскому принцу Халиду, в сентябре 1990 года. До конца года было выпущено еще 2 автомобиля, три штуки – в 1991-м, а оставшиеся 11 произведены в 1992 году. Розничная цена в США находилась на уровне 455 тысяч долларов, то есть существенно выше, чем даже у большинства суперкаров.
Производство W8 остановилось в 1992 году, после незаконного захвата контроля над компанией индонезийцами Megatech. Так как объемы выпуска составили меньше двух десятков автомобилей, то сложно ожидать существования большого рынка перепродажи W8. Тем не менее, если знать, где искать и набраться терпения, то в среднем раз в полгода можно найти объявление о продаже Vector. Ценовой диапазон весьма широк: известно, что самой дорогой покупкой был №013, приобретенный японским коллекционером почти за $400000, но эта же машина через несколько лет поставила и рекорд минимальной цены – при перепродаже в Японии она сменила хозяина всего за 65 тысяч долларов.
Как ни странно, с учетом любви Вигерта к шумным PR-кампаниям, продукция VectorAeromotiveпрактически не светилась в кинофильмах, хотя для многих производителей суперкаров участие их машин в голливудских блокбастерах является отличной рекламой. Похоже, что единственное появление VectorW8 на голубом экране произошло в 1993 году в фильме «Восходящее солнце» с Шоном Коннери и Уэсли Снайпсом, где герой по имени Эдди управлял красным W8.
Зато Vectorполучил бесплатно порцию черного пиара, когда заказанный автомобиль сильно разочаровал знаменитого теннисиста Андре Агасси. Как обычно бывает в таких случаях, имеются несколько вариантов истории, которые друг другу в деталях противоречат. Тем не менее, общая суть дела такова. Агасси хотел получить машину к своему дню рождения, чтобы продемонстрировать гостям на вечеринке. VectorAeromotiveсогласились выполнить просьбу, но предупредили, что смогут доставить в срок только незавершенный автомобиль, на котором нельзя ездить – после демонстрации W8 должен был вернуться на завод для завершения постройки. Дальше мнения рассказчиков расходятся: по одной версии, Агасси повредил машину по пути в Лас-Вегас из-за неустановленных радиаторов, по второй – сжег часть интерьера и выхлопной системы, катаясь по собственному двору. Так или иначе, но машина требовала ремонта и, несмотря на заявление о невиновности производителя, Вигерт забрал поврежденный W8 и вернул Агасси деньги, в расчете на то, что этот шаг успокоит теннисиста и тот не станет жаловаться прессе. Ожидаемого не произошло, иначе бы мы не знали эту печальную историю. В дальнейшем, автомобиль был восстановлен и продан заново.
По комментариям осведомленных лиц, лучшим аспектом производства Vector (и W8, и M12) были специалисты, которые привлекались в качестве консультантов для работы над машиной. Имена не называются, но известно, что через офис Vectorпрошли люди, отвественные за разные аспекты таких машин, как McLarenF1, ShelbyCobra, Porsche 935, а также различных BMW, Ferrari и болидов Формулы-1 и Индикара. Заслуживают высоких оценок и способности разрекламировать свой продукт, ведь на протяжении многих лет Vectorне сходил со страниц прессы, хотя реально продано было всего лишь 17 автомобилей. А вот худшее, что было в VectorAeromotive – это менеджмент. Сам Джерри Вигерт – непростой человек, с которым сложно вести дела, но даже не это оказалось главной проблемой. Во-первых, компания слабо представляла себе, как продавать разработанный ими суперкар. Во-вторых, слишком мало работ велось по улучшению машины. В сочетании с вечно плохим финансовым положением (по оценкам экспертов, на W2, W8 и WX-3 потрачено не менее 40 млн. долларов), это привело к закономерному концу – в 1993 году Vectorперешел под контроль группы Megatech, причем сейчас такие «переходы» обычно именуют рейдерством…
VectorAvtechWX-3 / WX-3R
Следующее поколение Vectorбыло разработано в 1992 году и представлено на автосалоне в Женеве годом позже. Концепт-кары AvtechWX-3 (купе) и WX-3R (родстер – единственная открытая машина этой марки) продолжали развивать дизайнерскую и технологическую концепцию предыдущих машин Вигерта. По сути, внешне это были W8 с несколько измененным обвесом. Но многие конструктивные недочеты, на которые жаловались владельцы серийных Vectorи журналисты, также были исправлены на WX-3 – для Вигерта эта машина стала идеально завершенным проектом. Впрочем, с учетом стоимости, в которую обошлись прототипы (по $1 млн.) – неудивительно, что они действительно были лучше W8.
Самой амбициозной частью новых машин должен был стать ассортимент двигателей, предлагаемый клиентам. 600-сильный V8 был только базовым предложением, в версии “tuned” тот же мотор должен был развивать на 200 л.с. больше. А опциональный твин-турбо так и вовсе заявлялся с мощностью 1000-1200 л.с., что делало бы Vectorсамым мощным серийным автомобилем в мире. Причем даже базовый двигатель объемом 7.0 литра должен был отойти от привычной схемы SmallBlockChevy– предполагалось использование 4 клапанов на цилиндр и головок с двумя распредвалами каждая. Разумеется, все это осталось на бумаге, а прототипы оснащались точно такими же двигателями, как и серийные W8. По оценкам производителя, WX-3 с тем самым обещанным флагманским мотором смог бы достичь максимальной скорости свыше 400 км/ч. Ожидаемая розничная стоимость колебалась между 750 тысячами и 1 миллионом долларов, что с выходом McLarenF1 (близкого по ТТХ к топовому WX-3, но правда подтверждающему заявленные характеристики на практике) уже не казалось столь невероятной суммой.
Вигерт начал собирать средства на серийное производство WX-3, но тут в дело вступил неожиданный фактор. Ключевым инвестором в Vectorбыла компания V’PowerCorp, в свою очередь принадлежащая индонезийскому торгово-промышленному конгломерату MegaTechLimited (SETDCOGroup). Основные акционеры MegaTech– Сетьяван Джоди и Хутомо «Томми» Сухарто, сын экс-президента Индонезии. Постепенно MegaTechрасширили свое влияние на Vectorдо уровня, когда они фактически смогли сами управлять компанией. По возвращению с Женевского автосалона, совет директоров Vectorпопросил Джеральда Вигерта снять с себя полномочия CEO, сохранив только пост главного дизайнера. Одна из ключевых претензий к Джерри: «Он транжирил деньги компании на создание WX-3 вместо того, чтобы совершенствовать W8». Вигерт отказался и, в свою очередь, предпринял попытку защитить свое предприятие: сменил замки в здании штаб-квартиры Vector, распустил всех сотрудников и нанял охрану для предотвращения физического проникновения внутрь.
Попытка не удалась, Вигерт был уволен из VectorAeromotiveи создал компанию AvtechMotors, в итоге никогда не выпускавшую автомобили, а индонезийцы получили контроль над компанией и всем ее имуществом – Джерри не вернули даже личные вещи. На место Вигерта был приглашен англичанин Питер Роуз (PeterRose), ранее никогда не имевший отношения к Vector, но зато работавший в Lotusи в TWR, компании Тома Уолкиншоу. Офис переместился из Вилмингтона, Калифорния на другое побережье. Для нужд компании MegaTechорендовали небольшой завод в ReynoldsIndustrialPark, город Джексонвилль во Флориде, где Vectorделили помещение с американским филиалом Lamborghini (которым руководил Роберт Бреннер, бывший заместитель Вигерта в Vector). Два непроданных W8 были уничтожены, W2 – разобран, а WX-3 в первоначальном виде так не мог быть запущен в производство – в частности потому, что Вигерт получил копирайт на его дизайн. Судебные процессы, инициированные Вигертом в дальнейшем, помогли ему вернуть свои права на Vector, но это было уже значительно позже. Сам он так комментировал произошедшее в 1993 году: «Эта история полна варварства. Эти люди не сделали сами ничего, они едут сюда из чужих стран и городов, грабят и разрушают».
Автомобили WX-3 / WX-3R так и остались произведены в единственном экземпляре каждый. Кстати, это последние Vector, изготовленные в Калифорнии. Оба на данный момент принадлежат лично Вигерту и, окрашенные в фирменные цвета его новой компании Aquajet (купе – голубое, родстер – фиолетовый), украшают ее веб-сайт. Однажды WX-3 даже принял участие в съемках фильма: в 90-е годы он был показан в э сериале “Burke‘sLaw” в эпизоде под названием “WhoKilledtheMotorcarMaverick?”. В 2003 году Вигерт выставлял купе WX-3 на продажу через eBay, но потенциальные покупатели не смогли достичь минимального резерва цены – финальное предложение составило $199000 и концепт-кар остался в собственности создателя.
VectorM12
Индонезийцам MegaTech, несмотря на столь резкую характеристику со стороны Вигерта, принадлежит честь быть авторами второй (из двух) серийных моделей Vector – M12, хотя ее сложно считать действительно американской. Параллельно с судебными баталиями с создателем VectorAeromotive, группа V’Powerприобрела в 1994 году за $40 млн. у Chryslerеще одного производителя суперкаров – Lamborghini. Имея в лице итальянской компании великолепного поставщика двигателей и мощную команду инженеров, MegaTechначали подготовку к выпуску новых машин под маркой Vector.
В двух словах M12 можно описать, как “WX-3 с мотором от Lamborghini”, но на самом деле все не так просто. Происхождение итогового названия машины, некоторое время фигурировавшей просто как AvtechSCCoupe, скорее всего аналогично “W8” – буква Mот MegaTechи 12 по количеству цилиндров двигателя. По второй версии, “M” означает “Middle”, то есть указание на среднемоторную компоновку. В планах компании значился еще родстер M21 (вероятно, на базе WX3-R), но этот автомобиль никогда не воплотился в металле.
Выбор силового агрегата, при наличии «под боком» Lamborghini, не стоял – изобретательно модифицированные ChevyV8 уступили место атмосферному V12 итальянского производства объемом 5.7 литра, мощностью 492 л.с и 576 Нм момента. Мотор имел алюминиевый блок цилиндров и алюминиевые же головки блока, с 4 клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в каждой. Точно такой же двигатель обеспечивал передвижение иконы европейского суперкаростроения, LamborghiniDiablo. Место привычного «автомата» от GMзаняла пятиступенчатая механическая КПП производства ZF, размещенная за задним мостом. Максимальная скорость VectorM12 составляет 306 км/ч, время разгона до 100 км/ч – 4.5 секунды, до 160 км/ч – 10,1 секунды, а четверть мили с места автомобиль проходит за 12.8 секунд.
Кроме необходимости адаптировать шасси для мотора от Lamborghini, перед новыми владельцами стояла пикантная задача. Дело в том, что до ухода из VectorAeromotiveВигерт успел запатентовать на свое имя дизайн W8 и WX-3, так что новые хозяева компании не смогли бы запустить в серию эту машину, не внося изменений в стайлинг. В любом случае, даже сохраняя общую концепцию Vector, конструкцию пришлось существенно перерабатывать для размещения более длинного и тяжелого двигателя V12. Еще на одну сложность указал Питер Роуз в интервью Road & Track: «Мы исходили из кузова Avtech, на который не было ни одного чертежа». Для переделки WX-3 в качестве главных конструкторов наняли двух англичан с большим опытом работы: Джим Роутер был одним из автором великого McLarenF1, а Ян Добл, работая в Lotus, отвечал за подготовку еще одной легенды – уникального двигателя LT5 для ChevroletCorvetteZR1.
В результате, максимально сохранив дух машины, ее значительно модифицировали. Была удлинена колесная база, причем кокпит перемещен ближе к носу машины, а передний свес уменьшен. Все высвободившееся пространство занял моторный отсек, так что при одинаковой среднемоторной компоновке W8 и M12 отличаются, в первую очередь, пропорциями в задней части. Кроме двигателя, элементы подвески также были позаимствованы у LamborghiniDiablo. Заменили даже колесные диски, выбрав в качестве поставщика итальянцев Campagnolo. Технологически производство отошло от аэрокосмических претензий, но кое в чем, наоборот, осовременилось, например, вместо заклепок применялся клей. Очень существенно поменялся стиль оформления салона: похожее на кокпит истребителя внутреннее пространство W8 сменилось типично европейским «цивильным» и даже несколько скучным окружением, причем некоторые элементы, вроде рычага КПП, заимствовались у серийных автомобилей.
Внешний дизайн, сохраняя фирменные черты VectorAvtechWX-3, также был переделан, особенно во фронтальной части – при продувке в аэродинамической трубе выяснилось, что завихрения вокруг передних колес сбивали потоки, идущие к боковым воздухозаборникам для охлаждения радиаторов. Разработкой нового стиля занимались Питер Стивенс (дизайнер McLarenF1 и LotusElan) и Мишель Санторо, ранее работавший на Chrysler. Откровенно говоря, результат оказался спорным, но в сравнении с брутальным монолитом W8 и сам WX-3, основа для работы Стивенса и Санторо, выглядел не слишком удачно, не имея единой концепции. Известный украинский специалист в области автомобильного дизайна Геннадий Гайворонский так прокомментировал внешний вид M12: “Vector насыщен лишними элементами в гораздо большей степени, чем хотелось бы. Не соподчиненные общему решению, а потому выпадающие из него, воздухозаборники играют здесь роль декоративных элементов. Их очертания не соответствуют ни характеру, ни расположению линий, образующих общую форму. То же относится к накладке на двери. Она визуально разрывает боковину… Все это создает так называемый визуальный шум, какофонию”.
Некоторые работы по модификации WX-3 проводились сотрудниками AutomobiliLamborghini, что теперь в сочетании с двигателем от Diablo дает энтузиастам Lamboправо даже включать VectorM12 в число творений итальянской компании. А вот многие поклонники именно Vectorсчитают «пост-Вигертовский» период истории марки (т.е., начиная с 1993 года) уже «ненастоящим Vector». Фраза самого Вигерта хорошо описывает отношение энтузиастов: «Мое предприятие привлекло людей, которые сами не имеют таланта и они украли мою компанию». Собственно, также встает справедливый вопрос о легитимности определения M12, как американского автомобиля: хотя производство находилось во Флориде, сама компания принадлежала индонезийцам и управлялась англичанином, также английские инженеры перерабатывали конструкцию и дизайн, а за двигатель и подвеску были ответственны итальянцы… Не была в восторге от новой машины и пресса. Протестировав в 1998 году VectorM12, ведущий авторитетнейшей английской телепрограммы TopGearДжереми Кларксон со свойственной ему безапелляционностью назвал этот автомобиль «возможно, самой худшей машиной, когда либо выпущенной». Но как бы там ни было, производство еще одной серии Vectorявляется большим достижением MegaTech.
Автомобиль впервые был публично представлен на автомобильной выставке в Детройте в 1996 году, когда MegaTechвыставили на стенд два экземпляра M12. Однако, уже в ноябре того же года производство приостановилось из-за недостаточного спроса – на тот момент было изготовлено и реализовано всего пять машин. В феврале 1997 года глава VectorПитер Роуз объявил, что контрольный пакет акций VectorAeromotiveприобретен зарегистрированной на Багамских островах компанией TradeLinkInternationalLtd. Эта фирма занималась продажей различных предметов роскоши и менеджмент TradeLinkвидел автомобили Vector в качестве одного из ключевых предложений в ассортименте. С новым финансовым вливанием было вновь запущено производство и за следующие два года Vectorвыпустили еще десять экземпляров модели M12.
Всего с 1995 по 1999 годы было произведено 17 (по другой версии – 18) автомобилей VectorM12, из которых четырнадцать являются серийными. Розничная цена нового автомобиля существенно упала по сравнению с W8 и составляла гораздо более разумные $184000, правда – в базовой комплектации. За кожаный салон, подушки безопасности, кондиционер, аудиосистему и некоторые другие опции требовалось доплачивать, так что итоговая цена равнялась $200 тысяч. Для сравнения, LamborghiniDiablo, очень близкая по спецификациям и техническим решениям, стоила в стандартной комплектации на 40 тысяч больше – но зато в комплекте поставлялась и безупречная репутация итальянской компании… Как и W8, «англо-итало-индонезийские» M12 сейчас редко меняют владельцев, но иногда появляются сообщения о продаже отдельных экземпляров по цене, примерно аналогичной стоимости нового M12 десять лет назад, то есть около 200 тысяч долларов.
Один из прототипов (вторая машина, предназначенная для краш-теста) был переделан для участия в гонках класса «гран туризмо», но ни в одном из заездов VectorM12 GT2 не смог финишировать из-за механических проблем. Данные о фильмах с участием M12 отсутствуют, зато машина появилась в сверхпопулярной игре GranTurismo 2 для SonyPlaystation, причем и в «цивильном», и в гоночном вариантах.
VectorSRV8
Самой загадочной моделью Vectorявляется прототип 1998 года, известный под названием SRV8. Задачей, стоящей перед разработчиками этого автомобиля, было сокращение затрат на производство и, как следствие, немного более доступная ценовая планка на готовое решение. Разумеется, SRV8 тоже стал эволюционным развитием предыдущего Vector, M12. Место итальянского V12 под капотом Vectorвновь занял американский V8, но на этот раз не эксклюзивный твин-турбо, а обычный агрегат от ChevroletCorvette (шестилитровый LS1, относящийся к третьему поколению SmallBlockChevy) с незначительными улучшениями, позволившими снять 420 л.с. Мощность передавалась на колеса посредством заднего моста от Porsche– интересно, что сейчас такую же связку использует кит-кар от Mongoose, копирующий легендарный спортпрототип 1987 года CorvetteGTP. Внешне VectorSRV8 был модернизирован при помощи более массивных деталей аэродинамического обвеса, спойлеров и дополнительных воздухозаборников. Многие фанаты марки считают такой редизайн крайне неудачным, а кроме всего прочего SRV8 стал сильно напоминать LamborghiniDiablo– как раз в тот момент, когда избавился от технического родства с этой машиной.
Согласно одному из источников, SRV8 был построен на базе того самого гоночного M12. Его шасси имело некоторые отличия от дорожной версии, также была перестроена подвеска, что в совокупности сделало автомобиль более приспособленным к эксплуатации, чем M12. Дальнейшая судьба SRV8 неизвестна, существует лишь несколько фотографий и обрывочные сведения о технической «начинке» прототипа.
Президент VectorAeromotiveТимоти Энрайт (TimothyEnright) представил единственный экземпляр SRV8 летом 1998 года, заявив о надежде начать производство к декабрю. Но у компании, постоянно находившейся на грани банкротства, не хватило средств для выпуска новой модели.
К началу 1999 года пришла новая волна финансовых проблем. Менеджеры Vectorне смогли расплатиться с Lamborghini (с осени 1998 года уже ставшей частью концерна Volkswagen) за поставку двигателей, что стало формальной причиной прекращения производства M12. Кроме того, за долги Lamborghiniконфисковали один экземпляр W8, находившийся до этого на заводе Vector – позднее Вигерт выиграл по этому поводу судебный процесс против VW, но даже при наличии постановления суда не получил автомобиль назад. Председатель правления VectorAeromotive, Рэнди Вэлти (RandyWelty) в интервью сказал, что вопрос возобновления поставок двигателей Lamborghiniмогла решить только группа V’Power (то есть MegaTech), остающаяся крупнейшим держателем акций Vector после того, как TradeLinkпотеряли интерес к эксклюзивному автопроизводителю. Этого не произошло. Кроме всего прочего, Томми Сухарто обвиняли в финансовых махинациях с привлечением в свои схемы компании Vector – еще один «добивающий удар». VectorAeromotiveCorporationобанкротилась. Хотя по некоторым данным она была продана американской компании AmericanAeromotiveиз Огайо, имеется информация от более достоверного источника, что интеллектуальная собственность и торговая марка принадлежат флоридской VectorHoldings. Примерно в то же время Джерри Вигерт добился позитивных решений в нескольких судебных процессах, вернув себе все имущество Vector, включая оборудование завода по производству M12, концепт-кар W2, прототип W8 (№PP2) и оба WX-3. После этого он сменил название своей фирмы с AvtechMotorsна VectorSupercars, а затем на VectorMotorsCorporation, председателем правления и CEOкоторой он и является на сегодняшний день. Территориально компания Вигерта расположена в старой штаб-квартире VectorAeromotiveв Вилмингтоне, Калифорния, вместе с другим его детищем, фирмой по производству водных мотоциклов Aquajet.
VectorAvtechWX8
Еще 10 лет назад казалось, что история первого американского суперкара дописана до точки. Однако, последние новости от Vectorдатируются уже «нашей эрой» – господин Вигерт активизировал свою деятельность, продемонстрировав очередной концепт-кар с индексом WX8 и знакомым названием. Первый раз машина появилась на калифорнийском конкурсе автомобильного дизайна ConcorsoItalianoв августе 2006 года, а в 2007-м экспонировалась на Rodeo Drive Concours D’Elegance и Лос-Анджелесском автошоу. Источником большинства информации о новом автомобиле является написанный в характерном стиле пресс-релиз VectorMotorsCorporation, подробно описывающий конструкцию, но не уточняющий динамические и мощностные характеристики. Если отбросить маркетинговую шелуху с превосходными формами прилагательных и оборотами вроде «ultra–super–exoticvehicle», то можно получить общее представление о WX8.
Концепция HPV (HyperPerformanceVehicle), лежащая в основе нового Vector, предполагает по сути все те же добродетели, которые обещались 20 лет назад покупателям W8 (и, в принципе, многими из них тот автомобиль действительно был наделен). Основа конструкции A–WX8 тоже не поменялась с тех давних времен – алюминиевый полумонокок, соединенный со стальным силовым каркасом. Также верен Вигерт остается и выбранному типу двигателя: это центрально расположенный SmallBlockChevyпоследнего поколения (LS7) с алюминиевым блоком цилиндров объемом 7.0 литров и распределенным впрыском топлива. Коробка передач – автоматическая, с возможностью ручного секвентального переключения. Как всегда, радиаторы расположены по бортам машины перед задними колесами. Зато в отличие от предыдущих поколений, для повышения мощности применяется приводной нагнетатель с двумя интеркулерами. Что касается мощности, то по слухам она составляет около 750 л.с. – столько, сколько действительно реально «снять» с мотора CorvetteZ06 при помощи нагнетателя. Предполагается, что максимальная скорость VectorAvtechWX8 при установке соответствующей главной пары достигнет 415-430 км/ч, но пока что это всего лишь спекуляции, не подтвержденные практикой. Зато известны некоторые подробности о тормозной системе: применяются 380-миллиметровые тормозные диски в сочетании с 6-поршевыми суппортами, что определяет и использование крупных колесных дисков диаметром 19 дюймов.
Дизайн кузова, сочетающий резкие и мягкие линии, традиционно является предметом споров. Кроме того, что он слишком широкий (из-за поперечно расположенного двигателя машина оказалась столь широкой, что в салоне размещены три сидения в один ряд), внешне WX8 рождает ассоциации с ChevroletCamaroпоколения 1997-2002 годов и ToyotaSupra – если бы эти машины были переработаны для среднемоторной компоновки. Зато есть место для двух достаточно больших багажников. Внешние панели кузова изготовлены из карбона и фибергласса, что в очередной раз позволяет маркетологам Vectorупомянуть об аэрокосмических технологиях.
Интерьер салона типично Vector’овский, за исключением присутствия трех посадочных мест. Кстати, кожаные сиденья имеют опускающиеся подлокотники для обеспечения максимального комфорта в долгих поездках. Наверное, и эта идея пришла из авиации, ведь все кресла в самолетах оборудованы таковыми, в то время как автодизайнеры крайне редко применяют полноценные подлокотники. Центральная панель выполнена из черного анодированного алюминия, приборы стилизированы под авиационные, соответствующие военным спецификациям выключатели заимствованы напрямую с истребителя F-22 Raptor, а предохранители – от космического корабля, электролюминисцентная индикация параметров может быть дополнена HUD-дисплеем с проекцией на лобовое стекло… Единожды выбранная Джерри стилистика сохранена в A–WX8 в полной мере! Специально разработанная аудиосистема состоит из 10 динамиков (включая сабвуферы и твитеры), а применяемые усилители, согласно заявлению производителя, вдвое меньше и легче других аналогичных по мощности устройств. Не забыты и другие традиционные компоненты качественных массовых автомобилей, отсутствующие на отдельных суперкарах: подушки безопасности, регулируемая рулевая колонка, усилитель руля, кондиционер и климат-контроль.
Не разглашается ни цена VectorAvtechWX8, ни планируемые объемы выпуска. В пресс-релизе было лишь указано, что производство начнется в 2008 году, а количество автомобилей будет строго ограничено. Как реагировать на последние заявления компании, каждый решает самостоятельно. С одной стороны, «свежо предание», как говорится. С другой же, при всех финансовых проблемах, неоднократно проваленных обещаниях и многолетних задержках, Vectorкаждый раз были способны сделать следующий шаг – и дважды довели свои модели до «серийного» производства. Так что, возможно, мы еще увидим на дорогах новые «аэромобили» от Джеральда Вигерта.
Оставить комментарий
|