Уникальный Cadillac Рэймонда Леви

Индустриальные дизайнеры мирового класса делятся на две группы. Первые создают вещи, которые нравятся миллионам: в качестве классическим примеров стоит упомянуть Харли Эрла и Билла Митчелла, которые, сначала первый, потом второй, суммарно руководили дизайн-подразделением General Motors свыше 50 лет подряд. Вторые – такие, как Луиджи Колани или Вирджил Экснер, также известны всему миру, но их творения зачастую слишком экстравагантны для серийной продукции. Безусловно, Рэймонд Леви принадлежит ко второй группе, хотя многие его дизайны (включая автомобили Studebaker моделей Champion, Commander и Avanti) были доведены до массового производства.

Выбирая машину для собственных нужд после завершения работ над уникальным кузовом для BMW 507, Леви остановился на Cadillac Eldorado 1959 года исключительно из-за платформы: внешний вид этих моделей с невероятными хвостовыми килями и огромной решеткой радиатора совершенно не прельщал именитого дизайнера. Кроме того, он посчитал избыточным и то количество хрома, которое присутствовало в 1959 году на Cadillac.

Поэтому, приобретя новый автомобиль, он отправил его во Францию в свое любимое кузовное ателье Pichon-Parat из города Сенс. Дизайнер Бернар Пишон и кузовных дел мастер Андре Парат основали эту небольшую мастерскую в 80 километрах на юго-восток от Парижа сразу по окончанию Второй мировой войны. Pichon-Parat специализировались на трансформации больших американских седанов в универсалы, но именно здесь в 1957-м Рэймонд построил тот самый BMW 507. Господин Леви любил это маленькое ателье и, что интересно, при возможности лично работал над модификациями Cadillac, чтобы творческий замысел был исполнен максимально точно. Дочь Леви, Лоуренс вспоминает: “я помню посещение мастерской с мамой, когда мы наблюдали как отец работал со сварочным аппаратом, очищая эту хромированную баржу. Он начал с огромных плавников и не остановился до тех пор, пока не удалил 70 килограмм массивных хромированных деталей“. Жуткие слова для ценителей оригинальных Cadillac, но у Леви был свой взгляд на то, каким должен быть этот автомобиль.

Фактически, в итоге оригинальными остались только стекла, двери, крыша, фары и два из четырех задних фонарей, изобретательно размещенные по центру крыльев. Все остальные элементы подверглись полной переработке, абсолютно потеряв схожесть с доминирующим в то время в Детройте “аэрокосмическим” стилем. Столь раздражавшая именитого дизайнера решетка радиатора сменилась окрашенной в цвет кузова деталью с множеством мелких вентиляционных отверстий. Задние фонари позаимствованы у Peugeot, а колесные колпаки – у Studebaker. Но вот салон, двигатель и платформа осталась без изменений, видимо, к этим частям у Рэймонда не было претензий. Вообще, концептуально машина стала напоминать европейские спорткары, что неудивительно – сам Леви родился и вырос во Франции, эмигрировав в США в 1919 году. Разве что размеры теперь уже сигаровидного Cadillac никак не совпадали с привычными габаритами работ итальянских и французских стилистов, сохраняя внушительные 5 с половиной метров “от носа до хвоста”. Простота линий на машине представительского класса в то время была абсолютно непривычна, но в целом дизайн получился противоречивым. Как и многие другие работы Леви, внешность его Caddy нравится далеко не всем – и уж точно не по душе ценителям оригинала! Сам Рэймонд когда-то сказал, что “уродство не продается“, но, как справедливо заметил один французский коллекционер, увидев недавнее объявление: “Определенно, Леви был уставшим, когда разрабатывал дизайн этой машины“. С другой стороны, этот концепт-кар отчасти предсказал направление развития дизайна автомобилей в 60-е годы: сравните его стиль, например, с купе Chevrolet Corvair Monza поколения 1965-69 годов.

По завершению кузовных работ эксклюзивный Eldorado был окрашен в светлый серо-зеленый металлик с белой крышей. Леви использовал машину для семейных поездок по Европе, а заодно продемонстрировал ее на нескольких автошоу и конкурсах в 1959-60 годах. По воспоминаниям Лоуренс Леви, “большой, кондиционированный автомобиль с шофером был комфортабельной великолепной машиной для разъездов по Европе с мамой и отцом. Как это было и с многими другими папиными творениями, люди останавливались при виде нашей машины и качали головой, одобрительно улыбаясь. Я приветствовала громадный Caddy после езды на заднем сиденьи папиного заказного BMW 507“.

Дальнейшая история автомобиля известна обрывками и слабо подтверждается документально. Cadillac был доставлен в Нью-Йорк в резиденцию Леви, а позже переместился в Палм-Спрингс, Калифорния, где у Рэймонда был еще один дом. В какой-то момент автомобиль был перекрашен в золотой металлик, предположительно это было сделано еще самим Леви. Создатель наездил на машине суммарно 41 тысячу километров, после чего в январе 1971 года продал раритет соседу по Палм-Спрингс. Дочь Леви подтвердила эту версию, но также заявила, что с тех пор автомобиль не менял владельца. В техпаспорте указаны имя и место проживания первого покупателя, с подписью Рэймонда Леви, как продавца: Мимо Заккури из Коста Меса, Калифорния. Этот город упоминается и в публикации 1987 года из шведского журнала Wheels, где сказано, что машина была замечена у одного из продавцов б/у автомобилей из Коста Меса. По еще одной версии, излагаемой нынешними продавцами, “сосед по Палм-Спрингс” (возможно, впрочем, это и есть М. Заккури – Коста Меса находится всего в 100 км от Палм-Спрингс) хранил у себя Eldorado примерно до 1989-го, затем перепродав европейскому коллекционеру. Предположительное имя последнего: Антти Виханто из Финляндии, но единственное сообщение, на котором основана эта информация – всего лишь комментарий к одной из публикаций про Lincoln работы Леви, так что сложно подтвердить или опровергнуть этот факт. Гораздо важнее то, что по словам продавцов (двух братьев из Лос-Анджелеса) автомобиль покинул ту коллекцию и был возвращен в США в этом году. Одометр до сих пор показывает 41000 км, так что Леви был последним реальным водителем Cadillac. Честно говоря, гораздо больше верится в то, что с 60-х годов машина никуда не уезжала из южной Калифорнии, даже если и меняла хозяев. Если не считать статьи в Wheels, концепт-кар не “светился” с 70-х годов и вообще не было достоверно известно, существует ли он до сих пор.

Однако, в апреле 2008 года на eBay появилось объявление о продаже “Raymond Loewy Cadillac Coupe Custom Concept Car” – в достаточно печальном состоянии и по запредельной цене $650000. Конечно, для уникального автомобиля работы всемирно известного дизайнера такая стоимость может быть вполне оправданной, но продавцы явно указали просто произвольную сумму в расчете на то, что кто-то действительно оценит эксклюзив. Не оценили. Причин на это есть несколько.
Во-первых, в отличие от рыночного сумасшествия по раритетным Ferrari и маскл-карам, сами по себе Cadillac 50-х годов не демонстрируют рекордного уровня цен – даже идеальные экземпляры редких моделей (Eldorado Brougham, Eldorado Biarritz) уходят максимум за 2-3 сотни тысяч долларов.
Во-вторых, стоимость машин, созданных в одном экземпляре или малой серией, определяется именем авторов: единичные творения Кэрролла Шелби или Этторе Бугатти с легкостью перелетают через миллионную отметку, не слишком отстали бы и подобная находка авторства, например, Дона Йенко или Ферруччио Ламборгини. Например, в этом году за $1.76 млн. был продан хот-род на базе Ford 1934 года, созданный лично сыном Генри Форда, Эдселем Фордом. Но Рэймонд Леви, навсегда войдя в историю мирового индустриального дизайна, не оставил столь заметного следа именно в автопромышленности, поэтому автоматически культовый статус у этой машины не появится – его еще надо заработать.
В-третьих, Cadillac сейчас пребывает в достаточно неприглядном состоянии, так что вообще обратить на него внимание может либо ярый фанат марки, либо ценитель творчества Леви – из числа активных автоколлекционеров. Автомобиль следует подвергнуть полной реставрации, не жалея на нее средств, а затем – хотя бы несколько раз появиться на резонансных шоу автомобильной красоты и эксклюзива, вроде Pebble Beach или Villa d’Este. И только после этого, напомнив мировому сообществу коллекционеров о самом существовании этого авто и славе его создателя, владелец смог бы выгодно перепродать раритет или же гордиться обладанием резко подорожавшего Eldorado.
Похоже, что нынешние продавцы это тоже поняли. В августе машина вновь появилась на eBay, но цена уменьшилась почти втрое до несколько более разумной суммы – $275000. Вновь безрезультатно. Сейчас (по состоянию на 22 сентября 2008 года) данный лот опять находится в списке продающихся автомобилей по уже указанной выше цене Buy It Now, без возможности торгов или предложения своей цены. Продавцы сообщают, что провели консультации с несколькими компаниями, специализирующимися на реставрации, а также на аукционной продаже олдтаймеров. Согласно оценкам первых (если, конечно, верить написанному продавцами), стоимость восстановления эксклюзивного Eldo’ до “конкурсного” уровня будет составлять от 80 до 100 тысяч долларов. Вторые же заявляют, что по окончании работ готовы выставить машину на торги со стартовой ценой от полумиллиона долларов, не называя возможной максимальной стоимости.

Как видно по приведенным ниже современным фотографиям и исходя из краткого описания, по меркам реставраторов состояние достаточно перспективное. Конечно, покраска находится в ужасном состоянии, кое-где виден даже оригинальный серо-голубой цвет. Но ржавчина только поверностная, а все уникальные кузовные элементы сохранены в целости. Также комплектны салон, двигатель и ходовая часть, причем тот факт, что торпедо сильно повреждено, а последний раз машина заводилась и ездила 37 лет назад не играет большой роли: все “расходные” детали идентичны серийным Cadillac, а потому легко заменяются на такие же, но новыми из старых запасов или восстанавливаются по известным технологиям.

Честно говоря, лично мне этот автомобиль внешне совершенно не нравится, равно как и все остальные творения Рэймонда Леви. Но безусловно, очень хотелось бы когда-нибудь увидеть фотогалерею, подобную нижеприведенной, где уникальный Cadillac Eldorado предстанет перед публикой в полностью восстановленном виде.


Оставить комментарий

Копирайт 2008-2012 “Detroit.in.ua” Перепечатка материалов только с разрешения администрации ресурса.