Автор ALT-F13 | Дата: 10 November 2009
Иногда решения маркетинговых отделов автомобильных корпораций оказываются настолько удивительны, что объяснить их с логической точки зрения почти невозможно. Например, зачем марке Dodge с ее широчайшей линейкой пикапов, включая компактный Ram 50, копию Mitsubishi Forte/Triton, мог понадобиться еще один микрогрузовик на легковой базе? И уж тем более непонятно, зачем этой скромной маленькой машинке дали брутальное имя Rampage (в переводе с английского – «ярость, неистовство»)?! Но, так или иначе, идея была воплощена в серийном автомобиле, а нам остается лишь изучить историю необычной модели Dodge Rampage и ее двойника Plymouth Scamp.
Легковые пикапы – австралийское изобретение, где оно популярно последние лет 70, а сами авто называют «ute», сокращенно от «utility». Способ создания ute прост: используя платформу обычного легкового автомобиля, к имеющейся передней части (по заднюю кромку передних дверей) добавляют грузовой отсек с откидывающимся задним бортом. То, что на американской земле такое решение может прижиться, еще с 50-х годов было удачно продемонстрировано General Motors и Ford на примерах El Camino и Ranchero. Публика полюбила эти необычные машины за сочетание комфортабельности и функциональности – ведь не всегда в пикапе требуется возить по тонне груза… Однако, и El Camino, и Ranchero были достаточно крупными автомобилями, производными от отнюдь не маленьких в то время легковых рамных мидсайзов Chevelle и Fairlane. В Dodge пошли другим путем, взяв в качестве основы идею субкомпактного пикапа VW Rabbit Sportruck на базе Golf. Иными словами – построили миниатюрный грузовик с передним приводом и несущим кузовом. Человеком в корпорации, ответственным за появление необычной машины, являлся Хэнк Карлини (правая рука Ли Якокки и один из идеологов Chrysler в те годы), а первый прототип произвели легендарные братья Гаффожлио, владельцы калифорнийской компании Metalcrafters – создатели бесчисленного множества концепт-каров.
Основой для Rampage послужила платформа «L», разработанная в середине 70-х годов европейским подразделением Chrysler. Первыми с конвейера начали сходить пятидверные хэтчбеки Simca Horizon, которые в 1978 году при почти неизменной внешности были достаточно существенно технически переработаны для американского рынка – полностью изменилась подвеска, ассортимент двигателей и трансмиссий. В США машины поступили в продажу, как Plymouth Horizon и Dodge Omni, тем самым формируя новый класс субкомпактных автомобилей от «большой тройки». Да, именно в это время маховик «антикризисной» стратегии в автопроме раскрутился и GM, Ford и Chrysler массово предложили покупателям более компактные, более экономичные, но и резко менее мощные модели. Успех Omni/Horizon во многом определил судьбу Chrysler, так как корпорация находилась на грани банкротства. В следующем году за хэтчбеками последовали чуть более привлекательные трехдверные купе со странными названиями Dodge Omni 024 и Plymouth Horizon TC3 – они базировались на платформе «L», но существенно отличались внешне. Интересно, что с точки зрения маркетологов корпорации, эти машины стали первыми американскими переднеприводными спорткупе – видимо, о существовании гораздо более мощного и быстрого Oldsmobile Toronado предпочитали не вспоминать или же отнесли его к классу «personal luxury». К 1982 году вариант от Dodge успел получить имя Charger, напоминающее о маскл-карах 60-70-х годов (хотя это поколение машины не имело ничего общего с впечатляющими предками), а версия Plymouth была переименована в Turismo.
Пикап использовал без изменений всю переднюю часть Charger до центральных стоек крыши, включая двери и интерьер. Кабина выполнена двухместной с типичным для пикапов вертикальным задним стеклом за креслами пассажира и водителя. При весе автомобиля 1089 кг цельнометаллический кузов, являющийся частью несущей структуры, позволяет загрузить 520 килограмм груза – вполне достаточно для миниатюрного грузовичка. Колесная база была увеличена относительно Omni/Charger (с 2517 мм до 2647 мм), но в остальном механически машины были идентичны. Базовым силовым агрегатом для Charger был 1.7-литровый мотор Volkswagen, но в качестве опции предлагался появившийся в 1981 году новый Chrysler’овский рядный четырехцилиндровый восьмиклапанный двигатель объемом 2.2 литра с распредвалом в головке блока. В дальнейшем 2.2-литровый двигатель станет культовым благодаря многочисленным турбированным вариантам, способным выдавать достаточно большую мощность, но в 1982-84 годах предлагался только атмосферный карбюраторный вариант. Мощность составляла 84 л.с. и этот двигатель стал единственным доступным для Rampage. Под капотом он расположен поперечно и приводит передние колеса через одну из двух возможных КПП – четырехступенчатую «механику» или трехступенчатый автомат. Передняя подвеска выполнена по схеме МакФерсон с пружинами, амортизаторами и поперечным стабилизатором, а вот сзади размещен вполне соответствующий для грузовой машины неразрезной мост на листовых рессорах с амортизаторами. Тормоза – дисковые спереди и барабанные сзади.
Разумеется, динамические характеристики Dodge Rampage оставляли желать лучшего с точки зрения покупателя легкового автомобиля, но для утилитарного пикапа вряд ли требовалось больше. Разгон до 100 км/ч занимал 11.3 секунды, время прохождения ¼ мили с места – 17.5 секунд, максимальная скорость – 165 км/ч, согласно данным тестирований журналов Motor Trend и Car & Driver. Правда, при полной загрузке баланс развесовки (68/32) смещался назад, что плохо для переднеприводной машины. С учетом того, что в рекламных буклетах автомобиль позиционировали, как «спортивный пикап», то, наверное, покупатели ожидали лучшего, но, с другой стороны, приведенные выше цифры лучше, чем у BMW 320i тех лет.
Существовало два варианта комплектации Rampage – базовый High Line и Sport, который отличался броскими наклейками, креслами от Charger 2.2 с центральной консолью, передаточным числом главной пары 3.56 вместо 3.06 и более широкими шинами моделей Goodyear Eagle GT или Firestone HPR размерности 195/60R14 вместо базовых 175/75R13. В целом списки опций были полностью аналогичны Charger: кондиционер, гидроусилитель руля, электрорегулировка зеркал, литые алюминиевые колесные диски, радиоприемник AM/FM, модуль круиз-контроля и так далее. Суммарно за год выпущено от 17000 до 17576 экземпляров, по различным данным.
В 1983 году добавилась возможность заказать пятиступенчатую КПП с ручным переключением (базовая на версии Rampage 2.2, преемника Sport), но гораздо более интересным стало появление двойника Rampage под брендом Plymouth: Scamp и Scamp GT. Это имя ранее использовалось в 1971-76 годах для обозначения заднеприводного купе на платформе A-body, «плимутовского» клона Dodge Dart Swinger (полное название – Plymouth Valiant Scamp).
За единственный год произвели 3564 экземпляра пикапа Scamp и 1435 штук Scamp GT, что делает их весьма редкими, хотя и не особо желанными у коллекционеров автомобилями (Dodge Rampage сделали 7500 штук). Самое заметное отличие от Dodge – это чуть иное оформление передка, позаимствованное у Plymouth Turismo, а также отсутствие АКПП в списке дополнительного оборудования. Разновидность GT была аналогом Rampage 2.2 и включала схожий набор стандартных опций, а внешне сразу отличалась наличием «горба» на капоте, хоть и не выполнявшего никакой реальной функции.
Весной 1983 года Chrysler также выпустил 248 экземпляров специальной версии Rampage для канадского рынка, известной как Direct Connection. Эти машины поставлялись с накладками на бампер и пороги, небольшим антикрылом на крыше, черной пластиковой крышкой кузова с интегрированным спойлером, хромированной крышкой ГБЦ и специальными наклейками и пинстрайпами по бокам.
Кэрролл Шелби, в те годы сотрудничавший с Chrysler, представил в том же году концепт-кар Shelby Street-Fighter Rampage, к сожалению, так никогда и не ставший серийным, в отличие от «заряженных» по рецепту Шелби Dodge Charger, Omni, Shadow, Dakota и Lancer… Машина отличалась огромным горбом на капоте и развитым обвесом с уникальным решением передка с закрытыми фарами, в целом продолжая концепцию Dodge Shelby Charger, поступившего в продажу несколькими месяцами ранее. Этот прототип пережил отмену проекта, был продан одному из дизайнеров и существует до сих пор.
На следующий год Dodge Charger получил измененный дизайн фронтальной части с четырьмя фарами и внешний вид Rampage тоже был обновлен соответствующим образом, став более привлекательным. Кроме того, мощность двигателя была увеличена до 94 л.с., улучшая динамику машины. Plymouth Scamp стал историей, а самих Rampage сделали всего 3000, зато под самый конец выпуска модели было произведено 218 экземпляров автомобиля, известного, как California Shelby Rampage.
Визуально эти машины отличались, опять таки, оформлением передней части – на этот раз используя характерные запчасти от Dodge Shelby Charger (внешний вид которого сложно было перепутать с обычным Charger), накладками на пороги, пинстрайпами по бокам, наклейками Direct Connection на лобовом стекле, 15-дюймовыми колесными дисками, специальной трансмиссией от Shelby, фирменной педалью газа и тюнинговой выхлопной системой. За исключением сидений с высокой спинкой, в штатную комплектацию CS Rampage входили все опции, доступные для данной модели на конвейере. Причина, по которой Кэрролл Шелби и Chrysler отказались от производства еще более индивидуализированного Rampage на основе концепта Street-Fighter проста: уже было известно, что 1984-й станет последним годом выпуска маленького пикапа, так что было нецелесообразно тратить дополнительные ресурсы на подготовку серийного варианта Street-Fighter с эксклюзивными деталями. Все 218 экземпляров Dodge CS Rampage поступили в продажу в автосалонах калифорнийских дилеров Dodge по цене $10289, то есть на 40% дороже обычного варианта.
В середине 80-х в Chrysler наступала эра платформы «К-car», ставшей основой для практически всех моделей корпорации на следующие 10 лет. В частности, на смену Charger/Turismo пришли Dodge Daytona и Chrysler Laser, а Omni и Horizon заменили Dodge Shadow и Plymouth Sundance. Новой итерации Rampage не было, да и не могло появиться – продажи объективно были провальными (27000 штук за три года), несмотря на достаточно позитивные обзоры в прессе в сравнении с единственным прямым конкурентом производства Volkswagen. Был, правда, еще один игрок на рыке мини-пикапов, но Subaru BRAT отличался приводом на все колеса. Вероятно, несмотря на всю любовь американцев к «тракам», их компактный вариант был действительно избыточен на рынке: VW перестал продавать Rabbit Sportruck после 1982 года (хотя в Европе эти автомобили прекрасно известны по сей день, как VW Caddy нескольких поколений), а импорт BRAT прекратился в 1987-м. Самым маленьким пикапом от Dodge вновь стал импортируемый из Японии Ram 50, но и он в 1993 году уступил этот титул вполне типично среднеразмерному Dakota.
Имя Rampage с тех пор использовалось лишь однажды. В 2006 году на Чикагском автошоу компания представила пикап, близкий по размерам к Ram и оснащенный 5.7-литровым двигателем Hemi, но вновь, как и у оригинального Rampage, имевший привод на передние колеса. Агрессивный дизайн с массивными колесными арками и 22-дюймовыми дисками должен был привлечь внимание аудитории к концепту, гораздо более соответствующему своему грозному имени, чем его предшественник из 80-х. По словам представителей корпорации, пикап был ориентирован на «тех, кто обычно не покупает грузовики». Автомобиль так и остался концептом.
Коллекционная ценность Dodge Rampage и Plymouth Scamp минимальна. Безусловно, как у любого автомобиля, у них есть свои поклонники, но об узком круге фанатов говорит, например, тот факт, что в США не существует даже отдельного клуба любителей Rampage – немногочисленные ценители состоят в организациях, посвященных родственным Charger/Omni. Наверное, лет через 10 цены на субкомпактные пикапы вырастут, как это обычно бывает с формально редкими, но непопулярными ранее на коллекционном рынке, машинами к 35-40 годам. На сегодняшний же день цена в США составляет около $2000 за хороший экземпляр и вдвое-втрое меньше – за требующий реставрации. Правда, летом этого года дилер коллекционных авто Best of Show Automotive выставил на продажу идеально отреставрированный Dodge Rampage Sport ’82 красного цвета (фотографии которого приводятся в этой статье) за $12900 – пока что это рекордная цена, но данный экземпляр наверняка является абсолютно лучшим Rampage в мире.
Оставить комментарий
|
Адовое ведро!
Прально подмечено – Таврия Пикап