Автор ALT-F13 | Дата: 20 November 2008
Согласно распространенному мнению, золотая эра маскл-каров продолжалась восемь лет, с 1964 по 1972 годы. Безусловно, это не означает, что более ранние или более поздние модели не относятся к «мускулистым», а всего лишь подчеркивает особую значимость именно указанного периода для развития американских спортивных автомобилей. Однако, установленные временные рамки часто оставляют незаслуженно незамеченными исследователями весьма любопытные машины…
Одним из ярких примеров отсутствия внимания коллекционеров к интересной модификации является Chevrolet Chevelle SS Station Wagon 1973 года – абсолютно единственный автомобиль марки Chevrolet в кузове «универсал», когда-либо предлагавшийся в разновидности SS (то есть Super Sport), причем в течение только одного года! О существовании данной машины вспоминают крайне редко, что привело к появлению достаточно устойчивого мифа о том, что Chevrolet никогда не делала SS-вагоны.
Более ранние Chevrolet Chevelle (особенно в версиях SS 1968-72 годов) стали легендой маскл-эры и изучены во всех возможных подробностях – а цены на такие авто в США достигают весьма значительных высот. Однако, начиная с 1973 модельного года среднеразмерная платформа GM A-body, на базе которой изготавливались как обычные семейные машины, так и «заряженные» Chevelle SS, Pontiac GTO, Buick GS и Oldsmobile 4-4-2, была полностью переработана. Над новым шасси работали 4 «легковых» подразделения General Motors и кузовостроительная компания Fisher Body, также являющаяся частью корпорации GM. Вся линейка машин с кузовами купе приобрела характерный новый внешний вид с дверями без рамок стекол, но мощными центральными стойками крыши: таким образом, решались две проблемы – повышалась безопасность кузовов типа «хардтоп» (особенно при опрокидывании, что было актуально для конструкторов в преддверии якобы ввода новых жестких требований по данному аспекту, так на самом деле никогда и не одобренных правительством), но частично сохранялся привлекательный дизайн дверей без рамок. Благодаря такому оформлению все машины A-body 1973-77 годов, даже не имевшие кузов купе, стали известны под прозвищем «колоннада» (colonnade).
Как потребительский продукт, платформа стала даже более успешной, продаваясь миллионными тиражами ежегодно. Но энергетический кризис и возросшие ставки страховых компаний подкосили рынок маскл-каров, не обойдя и A-body: агрессивное соревнование автопроизводителей по выпуску «уличных бойцов» завершилось, мощность и объем двигателей стал снижаться, а увеличившиеся габариты и вес новых A-body дополнительно ухудшили их динамические характеристики. Кстати, именно это шасси (миддл-сайз по меркам 70-х) с некоторыми модификациями стало основой для полноразмерной платформы GM B-body в ее последней разновидности 1977-96 годов. Так что, любой владелец Caprice или подобной машины может примерно представить себе, насколько «спортивными» были colonnades… Кроме того, ценность машин во многом определяется желанием нынешних коллекционеров приобрести машину мечты своей молодости или купить такую же, как была, как бы переживая вновь воспоминания. А 70-е годы не были особо приятным периодом для США: энергетический кризис, холодная война, поражение во Вьетнаме, Уотергейтский скандал… В итоге, несмотря на объективно неплохие параметры (комфорт, надежность, безопасность и т.п.), среднеразмерные автомобили GM этого периода до сих пор пользуются активной нелюбовью со стороны коллекционеров по целому ряду причин. Даже несмотря на огромный тираж выпуска, восстановление «колоннады» является проблемой из-за недостатка запчастей, многие из которых можно только приобрести на разборках – в то время, как машины 68-72 годов вполне реально просто собрать с нуля, используя только новые компоненты! И хотя некоторые подвижки в лучшую сторону наблюдаются в последние годы, до настоящего признания этим автомобилям еще очень далеко.
Так что в целом неудивительно, что на фоне общего отсутствия интереса к линейке, в истории американского автопрома почти затерялись Chevelle SS 1973 года. Только один этот год предлагались «суперспортивные» версии Chevelle в новом кузове, впрочем, комплектация типа SS определяла, по большей части, только визуальные отличия. Опция Z15, будучи отмеченной при заказе машины, включала в себя: черную (вместо хромированной) решетку радиатора; аэродинамической формы «спортивные» зеркала заднего вида с обеих сторон; полосу другого цвета по всему периметру кузова до уровня молдингов; черные ободки приборов на центральной панели; передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости (хоть что-то действительно влияющее на поведение машины); колесные диски типа Rally; и шины Goodyear G70x14 с белыми буквами. SS-набор добавлял к стоимости автомобиля $243. Хотя ничего сверхъестественного в плане скорости Chevelle SS, как таковые, не предлагали, принадлежность к легендарной линейке Super Sport подчеркивалась многочисленными шильдиками: на решетке радиатора, передних крыльях, крышке багажника, рулевом колесе и внутренних панелях дверей.
Но, что наиболее удивительно, заказать опцию Z15 могли не только покупатели купе (кабриолеты Chevelle более не предлагались), но также и универсала! Ни до этого, ни после Chevrolet не предлагали SS-вагоны. Редкой возможностью воспользовались, по имеющейся информации, около 2100 покупателей (всего же пакет опций SS был установлен на 28647 экземпляров Chevrolet Chevelle 1973 года, то есть универсалы составляют менее 10% от общего числа SS). Из них 1200 заказали универсалы с двумя рядами сидений, а еще 900 предпочли традиционный для американских семей той поры вагон с дополнительным третим рядом кресел, обычно предназначенных для детей. Именно в такой конфигурации крупные универсалы заполняли дороги США в 60-80-е годы, до начала распространения минивэнов и SUV.
Стандартным двигателем для универсала был Small-block Chevy объемом 5.7 литра (L65) с двухкамерным карбюратором и мощностью 145 л.с. (версия с четырехкамерным карбюратором выдавала 175 л.с.). Удивительно, что только каждый десятый заказчик Chevelle SS (в любом кузове) предпочел не только добавить внешние атрибуты спортивной модификации, но и собственно заменить «смолл-блок» на более сообразный для SS мотор.
В качестве опции за $235 предлагался двигатель LS4, представляющий собой 7.4-литровый (заветные 454 кубических дюйма!) Big-block с четырехкамерным карбюратором Quadrajet и мощностью 245 л.с. Из-за пониженной степени сжатия мощность LS4 оказалась меньше, чем у доступного ранее для Chevelle SS двигателя LS5. Насколько известно, только 2100 экземпляров Chevelle SS 1973 года были оборудованы биг-блоком, включая универсалы (также было заказано еще 400 автомобилей без пакета SS, но с 454-м двигателем). Точное количество последних с двигателем LS4 неизвестно. Коробок передач на выбор предлагалось три: два «автомата» THM350 (только с 5.7-литровым мотором) и THM400 и четырехступенчатая механическая КПП Muncie M20/M21.
Безусловно, самым редким сочетанием характеристик является Chevelle SS Station Wagon с тремя рядами сидений, 454-м мотором LS4 и «механикой» (известно, что всего было выпущено 600 Chevelle с LS4 и Muncie, но эта цифра, опять же, включает в себя купе). Тем не менее, как минимум один экземпляр именно такого автомобиля сохранился в хорошем состоянии и принадлежит Дэну Шафферу из города Декатур, штат Индиана. Синий Chevelle отличается широким списком дополнительного оборудования, включая нестандартный окрас – комбинация цветов (Dark Blue Metallic и серебристая полоса внизу) была заказана через систему COPO.
В 1973 году маркетологи Chevrolet уже изобрели новый способ привлечь клиентов к своим среднеразмерным машинам, предложив модель Laguna (и, позднее, Laguna Type S-3) с характерной обтекаемой фронтальной частью и ориентацией в сторону «персональной роскоши». Спорт выходил из моды в американском автопроме, на его место приходил велюровый пафос конца 70-х… Даже имя Chevelle, хоть и сохранилось еще на несколько лет в модельном ряду, было отодвинуто на задний план родственными Malibu, Laguna и Monte Carlo. Так что в следующий раз название SS появилось на автомобиле Chevrolet в качестве топовой версии купе Monte Carlo аж через десять лет, в 1983 году. То есть как раз, когда страна наконец-то отошла от истерии экономии топлива и вновь можно было позаботиться о транспорте, способном эффектно жечь резину.
Оставить комментарий
|
Мда… Альт, может подумаешь?=)))
Имхо маслкары не нужно выделять по временному признаку.
Выделять нужно по структурному. То есть большое и мощное двигло в сравнительно небольшом кузове.
А так как массовые V8 толковых обьемов и мощностей как раз в середине 60х появились – отсюда и временные рамки.
Абсолютно согласен. Хотя “золотая эра” – обычная сухость теоретиков, которым всетаки нужно было как-то назвать этот период…
Одним из ярких примеров отсутствия внимания коллекционеров к интересной модификации является Chevrolet Chevelle SS Station Wagon 1973 года – абсолютно единственный автомобиль марки Chevrolet в кузове «универсал», когда-либо предлагавшийся в разновидности SS (то есть Super Sport), причем в течение только одного года!А это тогда что? – http://www.autowp.ru/picture/174567